ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-5526/2021 от 17.06.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС22-8954

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва17.06.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив  кассационную жалобу администрации Олюторского муниципального района на  постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 и  постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.02.2022 по  делу  № А24-5826/2020 Арбитражного суда Камчатского края

по иску акционерного общества «Корякэнерго» (далее – общество) к  администрации Олюторского муниципального района (далее – администрация)  и муниципальному унитарному предприятию «Олюторский» (далее –  предприятие) о взыскании 5 235 109,91 рублей

по встречному иску администрации к обществу о признании договоров  купли-продажи от 27.09.2019  № 19S208007 и от 21.09.2020  № 20S208006  недействительными сделками,

установила:

решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.07.2021 в  удовлетворении первоначального иска отказано, встречное требование  удовлетворено: договоры купли-продажи каменного угля от 27.09.2019   № 19S208007 и от 21.09.2020  № 20S208006, заключенные между  АО «Корякэнерго», администрацией и МУП «Олюторский» признаны  недействительными сделками.


Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда  от 15.10.2021 решение суда первой инстанции отменено: первоначальный иск  удовлетворен в заявленном размере, в удовлетворении встречного иска  отказано.

Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением  от 22.02.2022 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда  изменил, изложив резолютивную часть в следующей редакции: «Решение  Арбитражного суда Камчатского края от 06.07.2021 отменить. Взыскать с  муниципального унитарного предприятия «Олюторский» в пользу  акционерного общества «Корякэнерго» 5 235 109,91 рублей долга по оплате  поставленного по договорам купли-продажи от 27.09.2019  № 19S208007 и  от 21.09.2020  № 20S208006 каменного угля, а также 49 176 рублей  государственной пошлины по иску и 3 000 рублей государственной пошлины  по апелляционной жалобе.

В удовлетворении иска к администрации Олюторского муниципального  района отказать. Признать недействительными абзац третий преамбулы  договора, пункт 3.4 договора купли-продажи от 27.09.2019  № 19S208007  каменного угля. Признать недействительными абзац третий преамбулы  договора, пункт 3.4 договора купли-продажи от 21.09.2020  № 20S208006  каменного угля. В удовлетворении остальной части встречного иска отказать».

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация просит отменить принятые по делу постановления  апелляционного и окружного судов в части отказа в удовлетворении ее иска,  считая их необоснованными, не соответствующими фактическим  обстоятельствам дела и нормам права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке  по доводам жалобы отсутствуют.


Удовлетворяя требование общества о взыскании с предприятия  задолженности по спорным договорам поставки угля, суды исходили из  доказанности факта поименованной поставки в адрес заказчика, а также  отсутствия оплаты указанной задолженности.

При этом суды, оценив представленные в материалы дела доказательства,  поведение сторон, руководствуясь положениями статей 1102, 1105, 1107  Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом  разъяснений, приведенных в пункте 22 Обзора судебной практики применения  законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации от 28.06.2017, удовлетворили иск общества, признав  неотложный характер поставки спорного товара при чрезвычайных  обстоятельствах, с которым Закон связывает возможность выполнения работ  для обеспечения государственных нужд в отсутствие заключенного  государственного контракта.

Доводам администрации об отсутствии оснований для взыскания с  предприятия стоимости работ, судами дана надлежащая правовая оценка,  указанные доводы сводятся к переоценке установленных судами фактических  обстоятельств, что не входит в полномочия Верховного Суда Российской  Федерации

Приведенные в жалобе доводы не подтверждают существенные  нарушения судами норм материального и (или) процессуального права,  которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием  для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать администрации Олюторского муниципального района в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Т.В. Завьялова