ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-7811/18 от 08.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС19-6355

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва08.05.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив  кассационную жалобу Владивостокской таможни (далее – таможня,  таможенный орган) на решение Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2018 по делу  № А51-10863/2018, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 02.11.2018 и постановление Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 30.01.2019 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПрофАвто- ВЛ» (далее – общество) о признании незаконным решения Владивостокской  таможни (далее – таможня, таможенный орган) об отказе в возврате денежных  средств, выраженного в письме от 22.03.2018  № 25-36/13291, и об обязании  возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в размере 

установила:

решением Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного 


апелляционного суда от 02.11.2018 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 30.01.2019, требование общества удовлетворено.

В кассационной жалобе таможенный орган ссылается на нарушение  судами норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных  жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации  выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы,  представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных  жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о  присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в  разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в  материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к  выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 

статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Как усматривается из обжалуемых судебных актов, общество, полагая, что  исчисление утилизационного сбора в отношении ввезенных по ДТ  № 17376  колесных транспортных средств исчисляется исходя из фактической массы  транспортных средств, отраженной в графе 38 декларации на товары,  обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного  утилизационного сбора в сумме 166 500 рублей.


Отказывая в удовлетворении названного заявления, таможенный орган  указал, что утилизационный сбор должен быть рассчитан с учетом «полной  массы» транспортного средства, включающей в себя массу автомобиля и  максимальную массу груза, водителя и полного топливного бака.

Разрешая спор, суды учли, что для отношений по уплате фискальных  сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение  требования определенности правового регулирования, заключающейся в  конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что  призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная  обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах  последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.

Установив, что ни постановление Правительства Российской Федерации  от 26.12.2013  № 1291, ни Федеральный закон от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления» не содержат определения того, каким  образом рассчитывается полная масса колесного транспортного средства, от  которой при определенных условиях зависит размер подлежащего уплате  утилизационного сбора, суды пришли к выводу о наличии неопределенности в  правовом регулировании, 

Применив статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, суды  указали на отсутствие у таможенного органа законных оснований для  толкования и внесения уточнений в правила исчисления утилизационного  сбора в сторону увеличения фискального бремени, возлагаемого на его  плательщиков.

При таких обстоятельствах отказ таможенного органа в возврате излишне  уплаченного утилизационного сбора признан судами незаконным.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального и (или) норм процессуального  права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для  пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.


Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Владивостокской таможне в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Т.В.Завьялова
Российской Федерации