ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 05АП-8870/19 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС20-7774

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. ФИО1 июня 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев кассационную жалобу Управления коммунального хозяйства и  жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского  округа (далее – управление) на решение Арбитражного суда Камчатского края  от 30.10.2019 по делу  № А24-4011/2019, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 18.12.2019 и постановление Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 04.03.2020 по тому же делу 

по заявлению конкурсного управляющего обществом с ограниченной  ответственностью Служба районного благоустройства «Радуга» (далее –  конкурсный управляющий, общество) о признании незаконным бездействия  управления в период с 07.02.2018 по 31.07.2019 по непроведению мероприятий  в отношении многоквартирных домов (далее – МКД) и обязании управления  провести предусмотренные частями 4, 5 статьи 200 Жилищного кодекса  Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) процедуры,

установила:

решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.10.2019,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного 


апелляционного суда от 18.12.2019 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 04.03.2020, заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит об отмене судебных актов, ссылаясь на  существенные нарушения норм материального права и неверную оценку  обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья  Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в  передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или)  для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, Государственной жилищной  инспекцией Камчатского края (далее – инспекция) 29.07.2015 обществу выдана  лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  МКД на территории Камчатского края.

Общество на основании договоров от 01.02.2015, от 01.03.2015,  от 01.07.2015 осуществляло функции управляющей организации в отношении  жилых домов, расположенных на территории городского округа.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.12.2017 по делу   № А24-3769/2017 общество признано несостоятельным (банкротом) и в 


отношении него открыта процедура конкурсного производства. В связи с чем  инспекций на основании части 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса принято  решение от 07.02.2018  № 01-780 об исключении из реестра лицензий  Камчатского края сведений о МКД, находящихся в управлении общества.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2018 по делу   № А24-1813/2018, вступившим в законную силу, аннулирована выданная  обществу лицензия.

Инспекцией издан приказ от 21.06.2018  № 40 о прекращении действия  лицензии с размещением информации об этом на сайте ГИС ЖКХ 23.07.2018.

Конкурсный управляющий обществом, указывая на незаконное  бездействие управления, выразившееся в непроведении общего собрания  собственников помещений в МКД и открытого конкурса по отбору новой  управляющей организации жилыми домами, что влечет для общества-банкрота  несение дополнительных расходов, обратился в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 198, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса, статьями 161, 192, 195, 198, 200  Жилищного кодекса и исходили из следующего.

Признание организации, выполняющей на основании соответствующей  лицензии функции управляющей организации в отношении МКД,  несостоятельной (банкротом) служит безусловным основанием для исключения  сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской  Федерации и для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким  домом, но вместе с тем возлагает на эту организацию обязанность продолжать  выполнение функций управляющей организации вплоть до момента  наступления определенных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса  обстоятельств.

В свою очередь орган местного самоуправления в такой ситуации обязан  в установленные Жилищным кодексом сроки созвать общее собрание  собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа 


управления таким домом, а в отсутствие решения собрания – объявить о  проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и  провести этот конкурс.

Судами установлено, что общество, ранее являвшееся управляющей  организацией МКД, по решениям арбитражного суда признано  несостоятельным (банкротом); лицензия общества на осуществление  деятельности по управлению МКД аннулирована, о чем в реестр лицензий  инспекцией внесены изменения; соответствующая информация об отзыве у  общества лицензии размещена на сайте ГИС ЖКХ 23.07.2018. С указанной  даты управление должно было приступить к исполнению обязанности по  выбору управляющей организации в отношении спорных домов в порядке,  установленном статьей 200 Жилищного кодекса.

Однако доказательств проведения управлением в установленные статьей  200 Жилищного кодекса сроки собрания собственников помещений МКД,  находившихся в управлении общества-банкрота, а также проведения конкурса  по отбору управляющей организации, не представлено. 

Выводы судов о незаконности оспариваемого бездействия управления  соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным  доказательствам.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами,  получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, оснований для отмены  судебных актов не имеется. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда  администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в передаче 


кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации