ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 06АП-5296/18 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС19-6362

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва16 мая 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов  по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 13.03.2019   № 27907/19/6118 на решение Арбитражного суда Хабаровского края 

от 30.07.2018 по делу  № А73-8921/2018, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 25.10.208 и постановление Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 24.01.2019 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ручьи» (далее  – общество) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по  Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – управление),  Отделу судебных приставов по району имени Полины Осипенко Хабаровского  края (далее – ОСП по району имени Полины Осипенко) о признании  незаконными действий судебного пристава - исполнителя ОСП по району  имени Полины Осипенко по назначению 28.03.2018 исполнительского сбора в  рамках исполнительного производства от 20.04.2015  № 2/15/27023-ИП; о  признании незаконным и отмене постановление судебного приставаисполнителя от 19.07.2018 о возбуждении исполнительного производства 

 № 2844/18/27023 на основании исполнительного документа - постановления 


судебного пристава исполнителя от 01.12.2014 (предмет исполненияисполнительский сбор - 10 000 руб.),

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, – Управление лесами Правительства  Хабаровского края (далее – взыскатель),

установил:

решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного  апелляционного суда от 25.10.208 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 24.01.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь  на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов  судов фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по  доводам жалобы отсутствуют.


Как следует из оспариваемых судебных актов, на основании  исполнительного листа от 19.12.2014, выданного по делу Арбитражного суда  Хабаровского края  № А73-5920/2014, постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по району имени Полины Осипенко от 20.04.2015 

возбуждено исполнительное производство  № 2/15/27023-ИП.

Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований  исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения  постановления и разъяснены последствия неисполнения в установленный срок  требований исполнительного документа, в виде взыскания исполнительского  сбора.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа  судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 28.03.2018 

 № 27023/18/3384 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере
31 500 руб.

На основании исполнительного листа от 02.10.2014, выданного по делу  Арбитражного суда Хабаровского края  № А73-9357/2014, постановлением  судебного пристава-исполнителя ОСП по району имени Полины Осипенко 

от 14.11.2014 возбуждено исполнительное производство  № 678/14/23/27.

Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения  требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения  копии постановления.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа  судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 01.12.2014 о  взыскании с общества исполнительского сбора в размере 10 000 руб.


Не согласившись с постановлением о возбуждении исполнительного  производства от 19.07.2018 и действиями по взысканию исполнительского  сбора по постановлению от 28.03.2018, общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в  соответствии со статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона 

от 02.10.2007  № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об  исполнительном производстве), суды пришли к выводу, что у судебного  пристава-исполнителя не имелось оснований для взыскания исполнительского  сбора, действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Согласно статье 112 Закона об исполнительном производстве  исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на  должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,  установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а  также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего  немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии  постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении  исполнительного производства (часть 1); исполнительский сбор  устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока,  указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному  приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным  вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых  при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Как отражено в Постановлении Конституционного Суда Российской  Федерации от 30.07.2001  № 13-П, а также в пункте 78 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015  № 50 «О применении  судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих  в ходе исполнительного производства», исполнительский сбор имеет характер  административно-правовой санкции и должен отвечать вытекающим из 


Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого  рода мерам юридической ответственности.

Это подразумевает, что при вынесении постановления о взыскании  исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю надлежит  установить все элементы события деяния, с которым Закон об исполнительном  производстве связывает наступление такой ответственности.

Буквальное содержание статьи 112 Закона об исполнительном  производстве связывает применение меры принуждения в виде взыскания  исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе  исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного  документа. Данный срок исчисляется с момента получения должником копии  постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии  пяти дней либо, если исполнительный документ подлежит немедленному  исполнению, по прошествии суток с момента получения копии постановления.

Судами установлено, что материалы дела не содержат доказательств  получения обществом постановления о возбуждении в отношении него  исполнительного производства  № 2/15/27023-ИП.

При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что в действиях  общества отсутствует вина в неисполнении в установленный срок требований  исполнительного документа. Поскольку данные обстоятельства исключают  взыскание с общества исполнительского сбора, судами правомерно признаны  незаконными действия должных лиц ОСП по району имени Полины Осипенко  по назначению 28.03.2018 исполнительского сбора в размере 31 500 руб. 

Кроме этого, суды, руководствуясь положениями раздела 3.2  Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора,  утвержденных Федеральной службой судебных приставов 07.06.2014, частью 7  статьи 21 Закона об исполнительном производстве, частью 1 статьи 31.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  пришли к выводу о несоответствии постановления от 19.07.2018 

о возбуждении исполнительного производства  № 2844/18/27023 на основании 


исполнительного документа – постановления судебного пристава-исполнителя  от 01.12.2014 указанным нормам и разъяснениям, а также о нарушении им прав  и законных интересов заявителя.

Из судебных актов усматривается, что доводы, изложенные заявителем в  кассационной жалобе, не заявлялись им в судах нижестоящих инстанций. Эти  доводы требуют установления новых фактических обстоятельств и  исследования новых доказательств, что недопустимо в кассационной  инстанции Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации 

определил:

отказать Управлению Федеральной службы судебных приставов по  Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации