ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 06АП-5396/19 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС20-6505

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва27 мая 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и  перерабатывающей промышленности Хабаровского края (ранее –  Министерство сельского хозяйства Хабаровского края; далее– министерство)  на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2019 по делу   № А73-7266/2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 01.10.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от  30.01.2020 по тому же делу

по иску министерства к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства  ФИО1 (далее – Глава КФХ ФИО1,  предприниматель) о взыскании средств гранта на создание и развитие  крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 368 000 рублей,

установила:

решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2019,  оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного  апелляционного суда от 01.10.2019 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 30.01.2020, в удовлетворении исковых требований  отказано.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, министерство возражает против указанных судебных актов,  ссылаясь на нарушение норм права, неправильную правовую оценку  обстоятельств несоблюдения предпринимателем условий предоставления  гранта.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, 15.07.2016 между министерством и  Главой КФХ ФИО1 заключено соглашение  № 101 о предоставлении  из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою  деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие  крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 368 000 рублей.

По условиям соглашения предприниматель приняла на себя обязательства  осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее  пяти лет с даты получения гранта; расходовать грант на цели, указанные в  плане расходов гранта, согласованном комиссией по отбору начинающих  фермеров, созданной в министерстве, в течение 18 месяцев со дня поступления  гранта на счет получателя гранта; обеспечить расходование гранта по плану  расходов гранта, по каждому наименованию (статье) расхода: не более 90% от  суммы наименования (статьи) расхода за счет гранта и не менее 10% от суммы  наименования (статьи) расхода за счет собственных средств получателя гранта;  достигнуть значений показателей результативности предоставления гранта,  установленных пунктом 1.2 соглашения; соблюдать условия, цели и порядок  предоставления гранта.

Ссылаясь на нарушение Главой КФХ ФИО1 условий  использования гранта, непредставление в установленный срок отчета об  использовании гранта и копий подтверждающих документов, министерство  обратилось в суд с иском по настоящему делу.


Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в  соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, Порядком и условиями предоставления из краевого  бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на  территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского  (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое  обустройство, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского  края от 22.12.2015  № 461-пр, условиями соглашения от 15.07.2016  № 101, суды  пришли к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя нарушений,  которые могли бы явиться основанием для возврата в краевой бюджет средств  полученного гранта.

Нарушение условий использования гранта состояло в том, что  предпринимателем не соблюден на один день срок для осуществления расходов  согласно плану, согласованному комиссией по отбору начинающих фермеров,  созданной в министерстве; количество приобретенного скота по категориям,  выделенным по физиологическим признакам (возраст, отел и т.п.), не отвечало  предусмотренным планом показателям; отчет об использовании средств гранта  направлен 12.01.2018 на адрес электронной почты консультанта отдела работ с  малыми формами хозяйствования агропромышленного комплекса  министерства, а не по юридическому адресу министерства.

Приняв во внимание, что Главой КФХ ФИО1, в целом,  соблюдены условия предоставления и расходования гранта, что  подтверждается документами о приобретении крупного рогатого скота и актом  осмотра крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 от 15.08.2019,  проведенного комиссией министерства, суды сочли вменяемые  предпринимателю нарушения несущественными и не свидетельствующими о  неисполнении ею условий соглашения от 15.07.2016  № 101.

Юридически значимые обстоятельства полно и всесторонне исследованы  судами и получили необходимую правовую оценку, основанную на правильном  применении норм материального и норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию министерства,  положенную в обоснование иска, которая надлежаще изучена в судебном  разбирательстве.

Несогласие с исходом судебного разбирательства, иная оценка  обстоятельств спора не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных  актов и наличии оснований для их отмены либо изменения.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм  материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела 


и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных  актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и  перерабатывающей промышленности Хабаровского края в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации