ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 07АП-5793/19 от 11.03.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС20-869

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва11 марта 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу акционерного общества «Алтайский завод агрегатов» на  постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.12.2019  по делу Арбитражного суда Кемеровской области  № А27-27861/2018 

по заявлению акционерного общества «Алтайский завод агрегатов»  (далее – общество) к Сибирскому управлению Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление) о  признании недействительными пунктов 1, 2, 5, 8 предписания от 24.09.2018 

 № 18-С/217-18,

установила:

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.05.2019,  оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного  апелляционного суда от 05.08.2019, заявленные требования удовлетворены в  части признания недействительными пунктов 1, 2 предписания от 24.09.2018 

 № 18-С/217-18. В удовлетворении остальной части заявленных требований  отказано.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа

от 03.12.2019 решение суда первой инстанции от 16.05.2019, постановление  суда апелляционной инстанции от 05.08.2019 отменены в части признания  недействительными пунктов 1, 2 предписания. В данной части в  удовлетворении заявленного требования отказано. В остальной части судебные  акты оставлены без изменения.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество, полагая, что судом округа допущена переоценка  доказательств и установление иных обстоятельств спора, просит отменить  постановление суда округа, оставить в силе судебные акты судов первой и  апелляционной инстанций.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном  порядке по доводам жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, по результатам проведенной управлением  внеплановой выездной проверки в отношении общества на предмет  соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации  опасных производственных объектов составлен акт от 24.09.2018, выдано  предписание от 24.09.2018  № 18-С/217-18, которым обществу предписано  устранить допущенные нарушения: обществом при идентификации опасного  производственного объекта «Участок литейный» рег.  № А63-00301-001 в  государственный реестр не внесены сведения в отношении оборудования для  транспортирования расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе  этих расплавов - разливочных барабанных ковшей емкостью 0,5 т в количестве  6 шт. (1пункт); не проведена экспертиза промышленной безопасности на  технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте,разливочные барабанные ковши, отработавшие нормативный срок  эксплуатации более 20 лет (2 пункт); не определен состав комиссии, в которой  проходят проверку знаний рабочие перед допуском к самостоятельной работе  после инструктажа по безопасности (5 пункт); не укомплектован штат опасного  производственного объекта, по штатному расписанию 4 человека вместо 8 (8  пункт).


Несогласие общества с пунктами 1, 2, 5, 8 указанного предписания  явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные по  делу доказательства, пришли к выводу о несоответствии пунктов 1, 2  оспариваемого предписания требованиям Федерального закона 21.07.1997 

 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных  объектов», в связи с чем удовлетворили требования в указанной части.

При этом суды исходили из того, что разливочные барабанные ковши не  являются техническими устройствами, поэтому не должны включаться в  «Сведения, характеризующие опасный производственный объект» и в  отношении них не должна проводиться экспертиза промышленной  безопасности. 

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд  округа руководствовался требованиями Федерального закона от 21.07.1997 

 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных  объектов» (далее – Закон  № 116-ФЗ), пунктом 4 приложения 1 к Закону 

 № 116-ФЗ, пунктами 6, 7 раздела II Требований к регистрации объектов в  государственном реестре опасных производственных объектов и ведению  государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных  приказом Ростехнадзора от 25.11.2016  № 495, Федеральными нормами и  правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности при  получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных  металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденными приказом  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору от 30.12.2013  № 656 (далее – ФНП  № 656), Техническим регламентом  Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденным  Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011  № 823, ГОСТ 10580- 2006. Межгосударственный стандарт «Оборудование технологическое для  литейного производства. Общие технические условия», ГОСТ 17819-84  «Оснастка технологическая литейного производства. Термины и определения».

 Учитывая обстоятельства, установленные судами первой и  апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции признал  обоснованными выводы управления об отнесении спорного оборудования к  техническим устройствами, обладающими указанным в пункте 4 приложения 1  к Закону  № 116-ФЗ признаком опасности, в связи с чем подлежат экспертизе  промышленной безопасности, а сведения о них - включению в государственный  реестр.


Суд округа, проанализировав нормы ФНП  № 656, пришел к выводу, что  данные нормы содержат требования, предъявляемые к ковшам не только как к  таре, но и как к техническим устройствам, применяемым на опасных  производственных объектах металлургической отрасли.

Доводы общества о превышении судом округа полномочий,  предоставленных ему арбитражным процессуальным законодательством,  подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения в ходе  рассмотрения кассационной жалобы.

Довод общества о наличии иной судебной практики по спорному вопросу  подлежит отклонению, как не нашедший своего подтверждения.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных  нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших  на исход дела, и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не являются основанием для передачи жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать акционерному обществу «Алтайский завод агрегатов» в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации