ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 07АП-8199/18 от 30.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 304-ЭС19-7549

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва30 мая 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив  кассационную жалобу муниципального образования «Город Томск» в лице  департамента финансов администрации города Томска (далее – департамент)

на решение Арбитражного суда Томской области от 25.07.2019,  постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018  и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2019  по делу  № А67-7196/2017

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «Громада» (далее – общество) к муниципальному образованию  «Город Томск» в лице администрации Кировского района города Томска,  муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации города  Томска, муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента  финансов администрации города Томска

о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по  управлению домом за период с 01.07.2016 по 30.04.2018 в сумме  3 960 088,07 руб.

(третье лицо: департамент управления муниципальной собственности  администрации города Томска),

установил:

решением суда первой инстанции от 25.07.2018 иск удовлетворен частично.  С муниципального образования в пользу общества взыскана задолженность в  размере 2 735 877,15 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. 

Постановлением апелляционного суда от 31.10.2018, оставленным в силе  судом округа, названное решение изменено. С муниципального образования в 


пользу общества взыскана задолженность в размере 3 872 197,92 руб.  В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе департамент указывает на нарушения в  толковании и применении судами норм права.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов,  содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные  статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) основания для передачи жалобы для рассмотрения в  судебном заседании отсутствуют.

Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции исходил из  доказанности факта поставки коммунальных ресурсов и оказания услуг по  обслуживанию и ремонту общего имущества в спорный период в спорном  многоквартирном доме, находящемся в муниципальной собственности, наличия  непогашенной задолженности, обоснованности возложения обязанности по  оплате коммунальных ресурсов от имени собственника на уполномоченный  орган (департамент финансов).

Проверив расчет истца, суд пришел к выводу о его неправомерности в  части определения количества потребленных коммунальных ресурсов (за  исключением отопления) пропорционально площади занимаемых жилых  помещений от общей площади жилых и нежилых помещений  многоквартирного дома, а также неверном определении общей площади жилых  помещений в указанном доме при расчете услуг по обслуживанию и ремонту  общего имущества. 

Суд установил, что жилые помещения в спорном доме относятся к  категории коммунальных квартир, в связи с чем констатировал, что при расчете  платы за коммунальные ресурсы (за исключением отопления) подлежат  применению положения пунктов 50, 51, 56 (2) Правил предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением  Правительства Российский Федерации от 06.05.2011  № 354 «О предоставлении  коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах и жилых  домов» (далее - Правила  № 354), с учетом нормативов потребления  коммунальных услуг в незаселенных помещениях исходя из расчета на одного  человека, утвержденных приказом департамента жилищно-коммунального  хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области от  30.11.2012  № 47, введенных в действие с 01.07.2013 решением Думы города  Томска от 20.04.2014  № 626.

С учетом установленных обстоятельств, в том числе данных технического  паспорта, судом установлена общая площадь жилых и нежилых помещений в  многоквартирном доме и самостоятельно произведен расчет платы за  потребление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего  имущества за спорный период.

При этом суд отметил, что ответчиком не представлен список граждан,  заселенных в спорный период в жилые помещения в установленном законом  порядке. 


Руководствуясь частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской  Федерации, суд первой инстанции указал, что условием для перехода  обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг с  публичного собственника на нанимателя является соблюдение установленного  законом порядка заселения квартир, в отсутствие которого муниципальное  образование, как собственник жилых помещений, должно нести обязанность по  оплате фактически потребленных коммунальных услуг и расходов на  содержание и ремонт общего имущества.

Разрешая спор, суд руководствовался положениями части 1 статьи 41,  частей 1, 2 статьи 43, статей 153, 154, частей 6.2, 7, 11 статьи 155 Жилищного  кодекса Российской Федерации, статьи 124, пункта 2 статьи 125, статьи 210,  пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 50,  51, 56 (2), 63 Правил  № 354, разъяснениями, изложенными в пункте 23  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017   № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате  коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в  многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего  им на праве собственности», пунктов 1.2, 1.6, 3.57, 3.58 положения о  департаменте финансов администрации города Томска, утвержденного  решением Думы города Томска от 15.09.2005  № 1001, правовой позицией,  изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от  24.09.2015  № 307-ЭС15-13174, Обзоре законодательства и судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года,  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от  07.06.2006 и 14.06.2006 (вопрос  № 20). 

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции  в части правомерности отнесения жилых помещений к категории  коммунальных квартир, а также возложения обязанности по оплате  коммунальных ресурсов от имени собственника на департамент финансов.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с расчетами  суда первой инстанции в части незаселенных жилых помещений исходя из  норматива на одного человека, в связи с чем изменил решение суда первой  инстанции, указав, что при расчете платы за коммунальные услуги подлежат  применению положения пункта 50 Правил  № 354.

Суд округа признал правомерными выводы апелляционного суда. При  этом суд отметил, что суд апелляционной инстанции по результатам оценки  доказательств по делу установил факт оказания услуг по содержанию  имущества и поставки коммунальных ресурсов в спорные незаселенные жилые  помещения, находящиеся в законном владении муниципального образования,  обязанность уполномоченного органа (департамента финансов) произвести в  спорный период оплату коммунальных ресурсов от имени собственника за счет  его казны, правомерно взыскал с ответчика задолженность. Суд учел  отсутствие иных надлежащих доказательств, подтверждающих переход  обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг с  публичного собственника на нанимателя. При этом суд правомерно указал, что 


установленный частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской  Федерации порядок заселения в коммунальные квартиры, являющийся  условием для перехода обязанности по оплате содержания жилого помещения и  коммунальных услуг с публичного собственника на нанимателя, ответчиком не  соблюден, поэтому соответствующие расходы продолжает нести публичный  собственник в лице своих органов. 

Окружной суд констатировал, что при рассмотрении спора по существу  суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 125, 126, 210, 215  Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что  департамент финансов является органом, уполномоченным выступать от имени  бюджета муниципального образования «Город Томск». Установив отсутствие в  материалах дела доказательств, подтверждающих наличие иного бюджетного  органа в полномочия которого входит представление интересов  муниципального образования «Город Томск» по вопросам о предъявлении  соответствующих требований, в том числе в части финансирования  муниципальной программы, суд апелляционной инстанции правомерно признал  департамент финансов надлежащим представителем ответчика как публично- правового образования.

Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено.  Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и  процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются  достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в  кассационном порядке, заявителем не представлено.

Изложенные в кассационной жалобе аргументы, по сути, сводятся к иной  оценке доказательств. Однако полномочиями по переоценке доказательств и  разрешению вопросов факта Судебная коллегия по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не наделена.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 АПК РФ,

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья С.В. Самуйлов