ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 07АП-9624/18 от 19.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС19-8914

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва19 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив  кассационную жалобу Департамента природных ресурсов и экологии  Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области  от 31.08.2018 по делу  № А27-470/2018, постановление Седьмого арбитражного  апелляционного суда от 02.11.2018 и постановление Арбитражного суда  Западно-Сибирского округа от 26.02.2019 по тому же делу 

по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания  «Кузбассразрезуголь» (город Кемерово) к Департаменту природных ресурсов и  экологии Кемеровской области (город Кемерово) об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного  апелляционного суда от 02.11.2018, удовлетворено заявление открытого  акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далееобщество) о признании недействительным пункта 1 предписания Департамента  природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - департамент)  от 28.09.2017  № 16СОГ/10/17 об устранении нарушений требований  законодательства в области охраны окружающей среды, водного  законодательства.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 26.02.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции оставлены без изменения. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь 


на нарушение судами норм материального права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных  жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче  кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или)  для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты,  судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии  оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная  жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из обжалуемых судебных актов,  пунктом 1 оспариваемого предписания на общество возложена обязанность в  срок до 04.06.2018 устранить нарушение пункта 4 части 16 статьи 65 Водного  кодекса Российской Федерации, оборудовав в водоохранной зоне реки Черный  Калтанчик сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод  посредством выпусков  №№ 1-4 в реку Черный Калтанчик приемниками,  изготовленными из водонепроницаемых материалов.

Установив по результатам исследования и оценки имеющихся в  материалах дела доказательств, что общество осуществляет сброс сточных вод  в соответствии с предусмотренным решением департамента от 30.12.2013  условием пользования водным объектом, исключающим угрозу проникновения  в грунтовые воды и водный объект загрязняющих веществ из состава сточных  вод и из решения департамента не следует обязанность общества по  сооружению дополнительных водонепроницаемых приемников,  руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 11, пунктами 1, 3 части 6 статьи 60,  пунктом 4 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, суды  сочли требование департамента, изложенное в пункте 1 оспариваемого  предписания, несоответствующим действующему законодательству, в связи с  чем удовлетворили заявленные обществом требования.

Кроме того, исходя из положений статей 4.2, 65 Федерального закона  от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлений  Правительства Российской Федерации от 28.08.2015  № 903 и от 28.09.2015   № 1029, с учетом факта постановки объекта - филиал «Калтанский угольный  разрез» (Калтанское поле), на государственный учет в федеральный  государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на  окружающую среду, с присвоением I категории, суды пришли к выводу об 


отсутствии у департамента полномочий по проведению регионального  государственного экологического надзора при осуществлении обществом  хозяйственной деятельности, связанной со сбросом сточных вод на спорном  объекте, и выдаче оспариваемого предписания.

Приведенные департаментом в кассационной жалобе доводы о том, что  общество не является объектом федерального государственного надзора в  области использования и охраны водных объектов, аналогичны заявлявшимся в  судах нижестоящих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка,  не согласиться с которой оснований не имеется. 

Существенных нарушений судами норм материального и  процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы жалобы не  подтверждают, в связи с чем отсутствуют основания для передачи жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Департамента природных  ресурсов и экологии Кемеровской области для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Е.Е. Борисова