ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 086/01/17 от 05.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС22-6061

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва05 мая 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К.,

изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной  службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение  Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 

от 26.03.2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 05.10.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 19.01.2022 по делу  № А75-19248/2020

по заявлению администрации муниципального образования город Нягань  (далее – администрация) к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее –  антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения  от 18.11.2020 по делу  № 086/01/17-791/2020,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора: прокуратуры  города Нягани, общества с ограниченной ответственностью «Социальная  инфраструктура» (далее – общество), общества с ограниченной  ответственностью «Литана», Уральского банка публичного акционерного  общества «Сбербанк»,

установил:

решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного 

округа – Югры от 26.03.2021, оставленным без изменения постановлением  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 и  постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.01.2022,  заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление, ссылаясь на существенное нарушение норм права, 


просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требования  администрации.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, администрацией размещена  информация о проведении открытого конкурса на право заключения  концессионного соглашения.

На участие в конкурсе подана одна заявка, в связи с чем конкурс признан  несостоявшимся и администрацией принято решение о заключении  концессионного соглашения с обществом.

Решением антимонопольного органа, принятым по результатам  рассмотрения представленных прокуратурой материалов, в действиях  администрации установлено нарушение части 1, пункта 2 части 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –  Закон о защите конкуренции), что выразилось в предоставлении обществу  преимущественных условий участия и необоснованном допуске к участию в  открытом конкурсе, а также неверном определении формы торгов и  неразмещении информации о закупке в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По мнению управления, общество необоснованно допущено заказчиком к  участию в открытом конкурсе на право заключения концессионного  соглашения о создании и эксплуатации объекта образования, поскольку не  соответствует критерию опыта работ (создано 06.03.2019 и не имеет опыта по  строительству объектов капитального строительства за последние 3 года на  территории Российской Федерации). Также участником не подтверждено  соответствие критерию финансовой состоятельности.

Признавая решение антимонопольного органа незаконным, суды,

оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  положениями статей 1, 4, 17 Закона о защите конкуренции, статей 1, 3, 13, 23,  26, 27, 29, 36 Федерального закона от 21.07.2005  № 115-ФЗ «О концессионных  соглашениях», статьи 2 Закона о контрактной системе, разъяснениями,  изложенными в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 04.03.2021  № 2 «О некоторых вопросах, 


возникающих в связи с применением судами антимонопольного  законодательства», пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях  администрации вменяемых нарушений.

Судебные инстанции исходили из того, что на участие в открытом  конкурсе, информация о котором была размещена публично и доступна  неограниченному кругу потенциальных участников, была подана только одна  заявка - от общества, в связи с чем конкурс объявлен несостоявшимся. Таким  образом, администрацией не совершались действия, являющиеся предметом  антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона о защите  конкуренции.

Вместе с тем оценка опыта работ и финансовой состоятельности  произведена конкурсной комиссией в соответствии с требованиями конкурсной  документации, заявитель представил все необходимые документы и  правомерно был допущен к участию в конкурсе. При этом строительство  школы через процедуру концессионного соглашения обусловлено  требованиями действующей государственной программы, предусматривающей  именно такой порядок софинансирования расходов со стороны правительства  субъекта на создание объектов образования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию  антимонопольного органа по спору, являлись предметом рассмотрения судов  трех инстанций и получили надлежащую правовую оценку с учетом  установленных обстоятельств дела. 

Несогласие управления с выводами судов, иная оценка фактических  обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают  допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о  существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не  являются основанием для передачи кассационной жалобы на рассмотрение  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по

Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова