ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 08АП-11619/18 от 22.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС19-10392

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22.07.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,  рассмотрев жалобу (заявление) Счетной палаты Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 01.08.2018 (судья Голубева Е.А.),  постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018  (судьи Грязникова А.С., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) и постановление  Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.03.2019 (судьи  Перминова И.В., Кокшаров А.А., Чапаева Г.В.) по делу  № А75-5575/2018,

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского хозяйства администрации города Ханты- Мансийска (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа – Югры с заявлением, уточненным в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), к Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры (далее – Счетная палата) о признании незаконными: пункта 5.5  описательной части и пункта 8 резолютивной части представления  от 19.01.2018  № 3; уведомления от 23.01.2018  № 2 о применении бюджетных  мер принуждения, вынесенного на основании тех обстоятельств, которые были  установлены в ходе проверки Счетной палатой и послужили основанием для  принятия оспариваемого представления.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  Администрация города Ханты-Мансийска (далее – Администрация),  муниципальное казенное учреждение «Служба муниципального заказа в  жилищно-коммунальном хозяйстве» (далее – Учреждение), Департамент 


жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры (далее – Департамент ЖКХ), Департамент  финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее –  Департамент финансов).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры от 01.08.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого  арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 и постановлением  Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.03.2019, заявление  удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказав в  удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм  материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на ошибочность  выводов судебных инстанций о целевом расходовании бюджетных средств; на  неверное применение судами отраслевых документов, регламентирующих  порядок проведения работ по капитальному ремонту инженерных сетей,  исполнения требований в части установления охранных зон.

Счетная палата полагает, что заявителем пропущен срок на обращение в  суд, поскольку Департамент узнал о нарушении своих прав и законных  интересов 27.02.2018 (три рабочих дня с момента направления указанного  приказа Департамент финансов). 

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы  кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, на территории Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры действует Государственная программа «Развитие  жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической  эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,  утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры от 09.10.2013  № 423-п (далее – Государственная  программа). В указанную Государственную программу вносились изменения, в  том числе по уточнению периода ее действия.

Постановлением Администрации от 17.10.2013  № 1325 утверждена  муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и 


повышение энергетической эффективности в городе Ханты-Мансийске на 2016  - 2020 годы».

Одним из основных мероприятий Государственной программы является  «Предоставление субсидии на реконструкцию, расширение, модернизацию,  строительство объектов коммунального комплекса», предусматривающее  выделение средств бюджета автономного округа в виде субсидий бюджетам  муниципальных образований, входящих в автономный округ.

Приложением  № 2 к Государственной программе установлен Порядок  предоставления субсидий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов,  систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к  осенне-зимнему сезону, в том числе с применением композитных материалов  (далее – Порядок  № 2). Порядок  № 2 прекратил свое действие с 01.01.2018.

Пунктом 6 Порядка  № 2 предусмотрено, что субсидия муниципальным  образованиям автономного округа предоставляется на основании соглашений,  заключаемых с Департаментом ЖКХ, в связи с чем между Департаментом  ЖКХ и муниципальным образованием город Ханты-Мансийск были заключены  соответствующие соглашения:

- соглашение от 03.06.2016  № 23-16 о предоставлении субсидии на 2016  год с дополнительным соглашением от 19.12.2016;

- соглашение от 14.06.2017  № 23-17 о предоставлении субсидии на 2017  год с дополнительным соглашением от 22.12.2017.

Неотъемлемой частью указанных соглашений являются планы  мероприятий по капитальному ремонту (с заменой) газопроводов, систем  теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки объектов  города Ханты-Мансийска к осенне-зимним периодам 2016 и 2017 годов,  соответственно.

В рамках указанных соглашений бюджету муниципального образования  выделялись средства бюджета автономного округа в форме субсидий.

На основании приказа Счетной палаты от 12.09.2017  № 64 проведено  контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности и  эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры, направленных на реализацию государственной  программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие  жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической  эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2020  годы» (мероприятие 1.1 «Предоставление субсидии на реконструкцию,  расширение, модернизацию, строительство объектов коммунального  комплекса»).

В результате проведения проверки Счетной палатой был составлен акт  от 05.12.2017 и сделан вывод о том, что при использовании средств бюджета  автономного округа, выделенных в форме субсидии, допущены нарушения, в  том числе нецелевое использование бюджетных средств.

 Счетной палатой в адрес Главы города Ханты-Мансийска вынесено  представление от 19.01.2018  № 3, в пункте 5.5 описательной части которого  указано, что в нарушение положений пункта 1 Порядка  № 2, условий пунктов 1 


и 3 Соглашений на 2016 и 2017 годы выполнены работы на общую сумму  60 143,9 тыс. руб., фактически не относящиеся согласно пункту 14.3 статьи 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации к капитальному ремонту,  муниципальным образованием город Ханты-Мансийск неправомерно  осуществлены расходы за счет средств бюджета автономного округа,  предоставленных на софинансирование капитального ремонта (с заменой)  коммунальных объектов на сумму 57 136,7 тыс. руб., в том числе:

- в рамках муниципального контракта от 28.04.2016  № 30, заключенного  между Учреждением и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей»:  на объекте «Капитальный ремонт (с заменой) сетей теплоснабжения по  ул. Пионерская, 46-48», осуществлено строительство новых (ранее не  существовавших) сетей теплоснабжения протяженностью 190 п. м на сумму  11 741,6 тыс. руб.; на объекте «Капитальный ремонт (с заменой) сетей  теплоснабжения по ул. Шевченко, 45 - ул. Строителей, 92» осуществлены  работы, проведенные с изменением существующей трассы трубопровода на  сумму 21 949,2 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета округа составил  32 006,3 тыс. руб.);

- в рамках муниципального контракта от 25.04.2016  № 27, заключенного  между Учреждением и ООО «Старый Кировск», осуществлено строительство  сетей водоотведения (ранее не существовавших) на сумму 5 040,0 тыс. руб.  (размер субсидии из бюджета округа составил 4 788,0 тыс. руб.);

- в рамках соглашения на возмещение затрат, связанных с выполнением  работ по ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в  муниципальной собственности от 21.12.2016, заключенного между  Департаментом и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей»,  осуществлено строительство ранее не существовавших сетей теплоснабжения,  водоснабжения на общую сумму 2 277,9 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета  округа составил 2 164,0 тыс. руб.);

- в рамках муниципального контракта от 17.05.2017  № 52, заключенного  между Учреждением и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей»  по объекту «Капитальный ремонт (с заменой) сетей теплоснабжения УТ1-ул.  Красноармейская, 22», осуществлены работы, проведенные с изменением  существующей трассы трубопровода на сумму 19 135,2 тыс. руб. (размер  субсидии из бюджета округа составил 18 178,4 тыс. руб.).

Также в рамках соглашения на возмещение затрат, связанных с  выполнением работ по ремонту объектов коммунальной инфраструктуры,  находящихся в муниципальной собственности от 21.12.2016, заключенного  между Департаментом и АО «Управление теплоснабжения и инженерных  сетей», за счет средств субсидии компенсирован ремонт отрезка сетей  теплоснабжения (от узла УТ5 до узла УТ7) протяженностью 20 п. м, не  относящийся к участку (ул. Чехова,78- ул. Чехова, 84, 81), предусмотренному  Планом мероприятий по капитальному ремонту сетей для подготовки объектов  города Ханты-Мансийска к осенне-зимним периодам 2016-2017 годов,  стоимость прямых затрат составила 110,4 тыс. руб. (размер субсидии из  бюджета округа составил 104,9 тыс. руб.).


Счетная палата пришла к выводу о том, что расходы на общую сумму  57 241,6 тыс. руб., оплаченные муниципальным образованием город Ханты- Мансийск за счет средств субсидий из окружного бюджета, являются  нецелевым расходованием бюджетных средств.

В пункте 8 резолютивной части представления от 19.01.2018  № 3 Счетная  палата предложила обеспечить целевое использование средств бюджета  автономного округа и принять меры по возврату средств бюджета автономного  округа в размере 57 241,6 тыс. руб., использованных не по целевому  назначению.

О принятых мерах по результатам рассмотрения представления Счетная  палата обязала уведомить ее в течение одного месяца со дня получения  представления.

Во исполнение представления от 19.01.2018 в Счетную палату 21.02.2018  представлены: План мероприятий по устранению выявленных нарушений,  возражения относительно выводов, содержащихся в пункте 5.5 описательной  части представления; дополнительные пояснения по выводам, содержащимся в  пункте 5.5 описательной части представления, направлены адрес Счетной  палаты 26.02.2018.

Письмом от 13.03.2018 Счетная палата уведомила Главу муниципального  образования город Ханты-Мансийск об обоснованности выводов,  содержащихся в пункте 5.5 описательной части и пункте 8 резолютивной части  представления от 19.01.2018.

Через три дня после вынесения представления от 19.01.2018 N 3, Счетная  палата со ссылкой на статьи 306.2 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской  Федерации (далее – Бюджетный кодекс) направила в адрес Департамента  финансов уведомление от 23.01.2018  № 2 о применении мер бюджетного  принуждения в связи с нарушением бюджетного законодательства, указав, что  расходы на общую сумму 57 241,6 тыс. руб., оплаченные муниципальным  образованием город Ханты-Мансийск за счет средств субсидии из бюджета  автономного округа, являются нецелевым расходованием бюджетных средств.

На основании указанного уведомления Счетной палаты, действуя в  соответствии с пунктом 21 Порядка принятия и исполнения департаментом  финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решения о  применении бюджетных мер принуждения, утвержденного приказом  Департамента финансов от 29.05.2014  № 12-нп, Департамент финансов в  установленном порядке издал приказ от 21.02.2018  № 19-о о применении к  муниципальному образованию автономного округа город Ханты-Мансийск  бюджетной меры принуждения в форме сокращения объемов межбюджетных  трансфертов, предоставляемых бюджету муниципального образования  автономного округа город Ханты-Мансийск в сумме 57 241,6 тыс. руб., в том  числе: субсидии на реализацию полномочий в сфере жилищно-коммунального  комплекса в сумме 9 422,1 тыс. руб. в 2018 году, в сумме 6 449,7 тыс. руб. в  2019 году; дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в  сумме 34 748,6 тыс. руб. в 2018 году, в сумме 6 621,2 тыс. руб. в 2019 году.


Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент обратился в  арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные  доказательства, руководствуясь положениями статей 38, 139, 306.1, 306.4  Бюджетного кодекса, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации, суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу, что  указанные в пункте 5.5 представления Счетной палаты обстоятельства не  свидетельствуют о нецелевом характере использования муниципальным  образованием средств бюджета автономного округа.

Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных  судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы  служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к  отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Счетной палаты Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С.Чучунова