ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 304-ЭС19-10392
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва22.07.2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 01.08.2018 (судья Голубева Е.А.), постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 (судьи Грязникова А.С., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.03.2019 (судьи Перминова И.В., Кокшаров А.А., Чапаева Г.В.) по делу № А75-5575/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации города Ханты- Мансийска (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа – Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Счетная палата) о признании незаконными: пункта 5.5 описательной части и пункта 8 резолютивной части представления от 19.01.2018 № 3; уведомления от 23.01.2018 № 2 о применении бюджетных мер принуждения, вынесенного на основании тех обстоятельств, которые были установлены в ходе проверки Счетной палатой и послужили основанием для принятия оспариваемого представления.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Ханты-Мансийска (далее – Администрация), муниципальное казенное учреждение «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» (далее – Учреждение), Департамент
жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент ЖКХ), Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.08.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.03.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов судебных инстанций о целевом расходовании бюджетных средств; на неверное применение судами отраслевых документов, регламентирующих порядок проведения работ по капитальному ремонту инженерных сетей, исполнения требований в части установления охранных зон.
Счетная палата полагает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд, поскольку Департамент узнал о нарушении своих прав и законных интересов 27.02.2018 (три рабочих дня с момента направления указанного приказа Департамент финансов).
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует Государственная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 423-п (далее – Государственная программа). В указанную Государственную программу вносились изменения, в том числе по уточнению периода ее действия.
Постановлением Администрации от 17.10.2013 № 1325 утверждена муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и
повышение энергетической эффективности в городе Ханты-Мансийске на 2016 - 2020 годы».
Одним из основных мероприятий Государственной программы является «Предоставление субсидии на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство объектов коммунального комплекса», предусматривающее выделение средств бюджета автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований, входящих в автономный округ.
Приложением № 2 к Государственной программе установлен Порядок предоставления субсидий на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему сезону, в том числе с применением композитных материалов (далее – Порядок № 2). Порядок № 2 прекратил свое действие с 01.01.2018.
Пунктом 6 Порядка № 2 предусмотрено, что субсидия муниципальным образованиям автономного округа предоставляется на основании соглашений, заключаемых с Департаментом ЖКХ, в связи с чем между Департаментом ЖКХ и муниципальным образованием город Ханты-Мансийск были заключены соответствующие соглашения:
- соглашение от 03.06.2016 № 23-16 о предоставлении субсидии на 2016 год с дополнительным соглашением от 19.12.2016;
- соглашение от 14.06.2017 № 23-17 о предоставлении субсидии на 2017 год с дополнительным соглашением от 22.12.2017.
Неотъемлемой частью указанных соглашений являются планы мероприятий по капитальному ремонту (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки объектов города Ханты-Мансийска к осенне-зимним периодам 2016 и 2017 годов, соответственно.
В рамках указанных соглашений бюджету муниципального образования выделялись средства бюджета автономного округа в форме субсидий.
На основании приказа Счетной палаты от 12.09.2017 № 64 проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности и эффективности использования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленных на реализацию государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 - 2020 годы» (мероприятие 1.1 «Предоставление субсидии на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство объектов коммунального комплекса»).
В результате проведения проверки Счетной палатой был составлен акт от 05.12.2017 и сделан вывод о том, что при использовании средств бюджета автономного округа, выделенных в форме субсидии, допущены нарушения, в том числе нецелевое использование бюджетных средств.
Счетной палатой в адрес Главы города Ханты-Мансийска вынесено представление от 19.01.2018 № 3, в пункте 5.5 описательной части которого указано, что в нарушение положений пункта 1 Порядка № 2, условий пунктов 1
и 3 Соглашений на 2016 и 2017 годы выполнены работы на общую сумму 60 143,9 тыс. руб., фактически не относящиеся согласно пункту 14.3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к капитальному ремонту, муниципальным образованием город Ханты-Мансийск неправомерно осуществлены расходы за счет средств бюджета автономного округа, предоставленных на софинансирование капитального ремонта (с заменой) коммунальных объектов на сумму 57 136,7 тыс. руб., в том числе:
- в рамках муниципального контракта от 28.04.2016 № 30, заключенного между Учреждением и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей»: на объекте «Капитальный ремонт (с заменой) сетей теплоснабжения по ул. Пионерская, 46-48», осуществлено строительство новых (ранее не существовавших) сетей теплоснабжения протяженностью 190 п. м на сумму 11 741,6 тыс. руб.; на объекте «Капитальный ремонт (с заменой) сетей теплоснабжения по ул. Шевченко, 45 - ул. Строителей, 92» осуществлены работы, проведенные с изменением существующей трассы трубопровода на сумму 21 949,2 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета округа составил 32 006,3 тыс. руб.);
- в рамках муниципального контракта от 25.04.2016 № 27, заключенного между Учреждением и ООО «Старый Кировск», осуществлено строительство сетей водоотведения (ранее не существовавших) на сумму 5 040,0 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета округа составил 4 788,0 тыс. руб.);
- в рамках соглашения на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности от 21.12.2016, заключенного между Департаментом и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей», осуществлено строительство ранее не существовавших сетей теплоснабжения, водоснабжения на общую сумму 2 277,9 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета округа составил 2 164,0 тыс. руб.);
- в рамках муниципального контракта от 17.05.2017 № 52, заключенного между Учреждением и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» по объекту «Капитальный ремонт (с заменой) сетей теплоснабжения УТ1-ул. Красноармейская, 22», осуществлены работы, проведенные с изменением существующей трассы трубопровода на сумму 19 135,2 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета округа составил 18 178,4 тыс. руб.).
Также в рамках соглашения на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности от 21.12.2016, заключенного между Департаментом и АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей», за счет средств субсидии компенсирован ремонт отрезка сетей теплоснабжения (от узла УТ5 до узла УТ7) протяженностью 20 п. м, не относящийся к участку (ул. Чехова,78- ул. Чехова, 84, 81), предусмотренному Планом мероприятий по капитальному ремонту сетей для подготовки объектов города Ханты-Мансийска к осенне-зимним периодам 2016-2017 годов, стоимость прямых затрат составила 110,4 тыс. руб. (размер субсидии из бюджета округа составил 104,9 тыс. руб.).
Счетная палата пришла к выводу о том, что расходы на общую сумму 57 241,6 тыс. руб., оплаченные муниципальным образованием город Ханты- Мансийск за счет средств субсидий из окружного бюджета, являются нецелевым расходованием бюджетных средств.
В пункте 8 резолютивной части представления от 19.01.2018 № 3 Счетная палата предложила обеспечить целевое использование средств бюджета автономного округа и принять меры по возврату средств бюджета автономного округа в размере 57 241,6 тыс. руб., использованных не по целевому назначению.
О принятых мерах по результатам рассмотрения представления Счетная палата обязала уведомить ее в течение одного месяца со дня получения представления.
Во исполнение представления от 19.01.2018 в Счетную палату 21.02.2018 представлены: План мероприятий по устранению выявленных нарушений, возражения относительно выводов, содержащихся в пункте 5.5 описательной части представления; дополнительные пояснения по выводам, содержащимся в пункте 5.5 описательной части представления, направлены адрес Счетной палаты 26.02.2018.
Письмом от 13.03.2018 Счетная палата уведомила Главу муниципального образования город Ханты-Мансийск об обоснованности выводов, содержащихся в пункте 5.5 описательной части и пункте 8 резолютивной части представления от 19.01.2018.
Через три дня после вынесения представления от 19.01.2018 N 3, Счетная палата со ссылкой на статьи 306.2 и 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) направила в адрес Департамента финансов уведомление от 23.01.2018 № 2 о применении мер бюджетного принуждения в связи с нарушением бюджетного законодательства, указав, что расходы на общую сумму 57 241,6 тыс. руб., оплаченные муниципальным образованием город Ханты-Мансийск за счет средств субсидии из бюджета автономного округа, являются нецелевым расходованием бюджетных средств.
На основании указанного уведомления Счетной палаты, действуя в соответствии с пунктом 21 Порядка принятия и исполнения департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решения о применении бюджетных мер принуждения, утвержденного приказом Департамента финансов от 29.05.2014 № 12-нп, Департамент финансов в установленном порядке издал приказ от 21.02.2018 № 19-о о применении к муниципальному образованию автономного округа город Ханты-Мансийск бюджетной меры принуждения в форме сокращения объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету муниципального образования автономного округа город Ханты-Мансийск в сумме 57 241,6 тыс. руб., в том числе: субсидии на реализацию полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса в сумме 9 422,1 тыс. руб. в 2018 году, в сумме 6 449,7 тыс. руб. в 2019 году; дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в сумме 34 748,6 тыс. руб. в 2018 году, в сумме 6 621,2 тыс. руб. в 2019 году.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 38, 139, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу, что указанные в пункте 5.5 представления Счетной палаты обстоятельства не свидетельствуют о нецелевом характере использования муниципальным образованием средств бюджета автономного округа.
Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы Счетной палаты Ханты- Мансийского автономного округа – Югры для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова