ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 304-ЭС19-12815
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва14 ноября 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Лукойл – Западная Сибирь» (г. Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры), администрации Сургутского района (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югры) на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.04.2019 по делу № А75-17343/2017,
у с т а н о в и л:
Администрация Сургутского района (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» (далее – общество «Газпром переработка») о признании отсутствующим ограничения (обременения) в виде определения зоны минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитка» с учетным номером 86.03.2.3592 и продуктопровода ШФЛУ (широкой фракции легких углеводородов) «Сургут - Южный Балык» с учетным номером 86.03.2.3593, внесенных 25.05.2017 и 26.05.2017 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) по заявлению ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» (далее – общество «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»), публичное акционерное общество «Газпром», общество с ограниченной ответственностью «Спецгеологоразведка».
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры решением от 07.08.2018 признал отсутствующими ограничения (обременения), установленные в пользу общества «Газпром переработка», в виде внесенных в ЕГРН сведений о зонах минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитка» с учетным номером 86.03.2.3592 и продуктопровода ШФЛУ «Сургут - Южный Балык с учетным номером 86.03.2.3593.
Восьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.12.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 23.04.2019, отменил решение от 07.08.2018 и отказал в удовлетворении иска.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, общество «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить постановления апелляционного и окружного судов и направить дело на новое рассмотрение; Администрация, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить постановления апелляционного и окружного судов и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Дело 06.08.2019 истребовано из Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалоб общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и Администрации
на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество «Газпром переработка», являющееся арендатором линейных сооруженийконденсатопровода «Уренгой – Сургут» 1 и 2 нитки» протяженностью
Кадастровая плата по результатам рассмотрения заявления общества «Газпром переработка» 25.05.2017 и 26.05.2017 внесла в ЕГРН сведения о зоне минимальных (минимально допустимых) расстояний конденсатопровода «Уренгой-Сургут» 1 и 2 нитка» и продуктопровода ШФЛУ «Сургут - Южный Балык».
Администрация обратилась в суд с настоящими требованиями, ссылаясь на то, что на основании заявления общества «Газпром переработка» были неправомерно включены в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний указанных линейных сооружений на основании Свода правил, в результате установления зон минимальных расстояний в размере 5000 м с каждой стороны указанных линейных сооружений в их границы вошли частично или полностью земельные участки (частные и публичные), объекты капитального строительства, расположенные на территории Сургутского района, наличие спорных обременений нарушают права собственников этих объектов недвижимости, которые не могут зарегистрировать права на принадлежащие им и ранее возведенные объекты недвижимости, а также права Администрации, предусмотренные главой VI Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Администрации, исходил из отсутствия оснований для установления указанных зон на основании Свода правил в отношении уже построенных и введенных в эксплуатацию конденсатопровода и продуктопровода; установленные указанным Сводом правил зоны минимальных расстояний от строящихся объектов газоснабжения до иных объектов не признавались зонами с особыми условиями использования территорий.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 131, 132, 133.1, 164, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшими в спорный период статьями 42, 56, 85, 90, статьей 105 ЗК РФ, статьей 1 ГрК РФ, статьей 2, частью 6 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О
государственной охране», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем Министра топлива и энергетики 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992 № 9, Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083, Сводом правил, разъяснениями, приведенными в пункте 1 Обзора судебной практики № 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.10.2015 № 2318-О, пришел к выводу том, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований Администрации, отменил решение от 07.08.2018 и отказал Администрации в иске.
Апелляционный суд исходил из следующего: в таблице 20 Свода правил минимальным расстоянием до оси трубопроводов (опасных производственных объектов) номинальным диаметром DN свыше 300 до 400 включительно является 5000 м; указанные зоны (охранная зона, зона минимальных расстояний) являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон; сведения о минимальных расстояниях до линейных сооружений необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания граждан, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, внесение таких сведений в ЕГРН направлено, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирование о границах, о минимальных расстояниях до указанных объектов, в том числе при решении вопросов о возведении новых объектов недвижимости в пределах таких зон, и не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Суд округа признал выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Доводы кассационных жалоб не опровергают приведенные выводы судов апелляционной и кассационной инстанций, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных апелляционным судом, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Следует отметить, что при рассмотрении споров в отношении объектов, возведенных в границах зон с особыми условиями использования (в том числе зон минимальных расстояний) линейных объектов, правомерность возведения и нахождения таких объектов недвижимости устанавливается в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств (в том числе периода возведения, наличия на момент строительства объекта недвижимости сведений о линейном сооружении, его местоположении, его охранных зонах и минимально допустимых расстояниях).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
о п р е д е л и л:
отказать обществу с ограниченной ответственностью «Лукойл – Западная Сибирь» и администрации Сургутского района в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева