ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 08АП-15089/19 от 20.07.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС20-9500

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва20 июля 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному  округу (далее – ГУ МЧС по ЯНАО, управление) на решение Арбитражного суда  Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2019 по делу  № А81-7611/2019,  постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 и  постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2020 по  тому же делу

по заявлению управления к Управлению федерального казначейства по  Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – УФК по ЯНАО, казначейство) о  признании недействительным предписания от 28.06.2019 и пункта 1  представления от 28.06.2019,

установила:

решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  17.10.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного  апелляционного суда от 13.12.2019 и постановлением Арбитражного суда  Западно-Сибирского округа от 18.03.2020, в удовлетворении заявленных  требований отказано.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ГУ МЧС по ЯНАО просит отменить указанные судебные акты,  ссылаясь на ошибочное применение норм материального права. Управление  считает, что в целях выплаты денежного содержания федеральным гражданским  служащим подлежит применению повышенный районный коэффициент,  установленный нормативными правовыми актами ЯНАО. Неприменение  повышенного коэффициента умаляет трудовые права федеральных  государственных служащих по сравнению с правами работников иных  учреждений и организаций на территории автономного округа.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении  доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются  достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке  и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на  судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, предписание от 28.06.2019 и пункт 1  представления от 28.06.2019 вынесены УФК по ЯНАО по факту нарушений ГУ  МЧС по ЯНАО положений законодательства, регулирующего бюджетные  отношения, выразившихся в следующем:

- при расчете денежного содержания федеральных государственных  гражданских служащих за 2017-2018 годы неправомерно применен районный  коэффициент в размере 1,8 (нарушение в денежном выражении 1 799 212,41  рублей);

- при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных  гражданских служащих заявителем неправомерно применен районный  коэффициент в размере 1,8 при расчете обоснований бюджетных смет на 2017- 2018 годы (нарушение в денежном выражении 2 693 163,96 рублей).

Считая применение повышенного коэффициента обоснованным, ГУ МЧС  по ЯНАО обратилось в суд с требованием по настоящему делу. Свою позицию  управление объясняло тем, что в отсутствие правового регулирования,  предусмотренного статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, 


продолжают действовать нормативные правовые акты Российской Федерации,  принятые до введения кодекса в действие. Применительно к разрешаемому спору  таким актом является решение исполнительного комитета Совета народных  депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР  СССР от 25.02.1991  № 53.

Отказывая управлению в удовлетворении требований, суды  руководствовались статьями 1, 6, 148, 313, 315, 316 Трудового кодекса Российской  Федерации, положениями Федерального закона от 19.02.1993  № 4520-I «О  государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и  проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и  исходили из того, что повышенный районный коэффициент является  дополнительной социальной гарантией трудовых прав лиц, работающих в районах  Крайнего Севера, устанавливаемой правовыми актами субъекта Российской  Федерации и финансируемой из регионального бюджета. 

Аналогичный подход заложен и в Законе Ямало-Ненецкого автономного  округа от 16.12.2004  № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц,  работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета,  проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Решение  исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого  автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25.02.1991  № 53, на  которое ссылалось управление, с принятием указанного закона фактически  утратило силу.

ГУ МЧС по ЯНАО в полном объеме финансируется из федерального  бюджета, поэтому при начислении районного коэффициента к денежному  содержанию федеральных государственных служащих не вправе было  руководствоваться нормативными правовыми актами ЯНАО. В этом случае  применению подлежал районный коэффициент в размере 1,5 %, установленный  постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964   № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате  работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства,  торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства,  непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера  и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Начисляя повышенный  районный коэффициент, установленный нормативными правовыми актами  автономного округа, управление относило соответствующие расходы на  федеральный бюджет, что противоречит положениям как трудового, так и  бюджетного законодательства.

При разрешении дела судами принята во внимание позиция, изложенная в  Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением 


гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 26.02.2014.

Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и  норм процессуального права, сформулированы с учетом значимых обстоятельств  дела, полно и всесторонне изученных в судебном разбирательстве.

Доводы ГУ МЧС по ЯНАО, заявленные в кассационной жалобе, ранее  являлись предметом рассмотрения судов и получили необходимую правовую  оценку. Соответствующие разъяснения судов отражены в содержании судебных  актов.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального  и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Главному управлению Министерства Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации