ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 304-ЭС19-11946
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва08 июля 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2019 по делу № А70-10296/2018 Арбитражного суда Тюменской области
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью
научно-производственное объединение «Фундаментстройаркос» (далее – ООО НП «ФСА») и акционерного общества «Конар» (далее – АО «Конар»)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписаний от 12.04.2018 № К17/11-11 (с учетом объединения дел № А70-10296/2018 и № А70-10560/2018 в одно производство),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «НПО Полюс» (далее – ООО «НПО Полюс»),
установил:
решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2019, решение суда первой инстанции отменено, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган просит отменить судебные акты судов апелляционной инстанции и округа, ссылаясь на существенное нарушение норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, ООО НПО «Полюс» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на совершение неправомерных действий участниками закупочных процедур, проводимых ПАО «Транснефть» в формате закрытого запроса предложений на поставку термостабилизаторов грунта.
По результатам проверки управлением принято решение, которым ООО НП «ФСА» и АО «Конар» признаны нарушившими пункт 2 части 1
статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах.
На основании решения данным организациям выданы предписания о прекращении нарушения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Считая ненормативные акты антимонопольного органа незаконными, ООО НП «ФСА» и АО «Конар» обратились с заявлениями в арбитражный суд
Признавая решение и предписания законными, суд первой инстанции исходил из доказанности управлением факта заключения и реализации хозяйственными субъектами антиконкурентного соглашения.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, повторно
оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 4, 11 Закона о защите конкуренции, правовой позицией, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, пришел к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия оспоренных ненормативных актов, поскольку избранная заявителями модель
осуществления предпринимательской деятельности не свидетельствует об ограничении конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Вместе с тем суд указал на недоказанность управлением возможности заключения контрактов на более выгодных для заказчика условиях и поставки товара по более низкой цене.
Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.
Доводы, касающиеся доказательственной базы, в том числе заключения ОАО «ЦНИИЭУС» от 31.08.2018, подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, получили надлежащую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Приведенные доводы, по существу, выражают несогласие управления с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора и основаны на ином применении к ним положений законодательства, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова