ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 08АП-15179/18 от 22.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС19-4945

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22.04.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив  кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Перспектива» на  решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2018 и  постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019 по  делу  № А70-12123/2018

по заявлению товарищества собственников жилья «Перспектива» о  признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Тюменской области от 03.07.2018  № 463 о привлечении к  административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в  виде штрафа в размере 100 000 рублей,

установил:

решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного  апелляционного суда от 25.01.2019, в удовлетворении заявленного требования  отказано.


Товарищество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить,  считая их принятыми с нарушением норм материального и процессуального  права.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке.

При изучении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов таких  оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации не установлено.

Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к  ответственности послужил выявленный административным органом факт  нарушения товариществом установленного порядка ценообразования, в том  числе: при расчете платы за горячее водоснабжение применен норматив  расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, в ином  размере, чем установлен распоряжением Департамента тарифной и ценовой  политики Тюменской области от 25.08.2017  № 297/01-21.

Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена ответственность за  занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому  подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов,  расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок  (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение 


установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому  подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о  наличии в действиях товарищества состава правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

Вмененное товариществу по первому эпизоду нарушение, выразившееся  в использовании недостоверных показателей площади помещений, входящих в  состав общего имущества многоквартирного дома, не является нарушением  установленного порядка ценообразования.

Между тем, указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии  объективной стороны состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, при наличии второго эпизода, связанного  с применением товариществом неустановленной цены (тарифа).

Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в  постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018   № 32-АД18-14.

Распространение административной ответственности за нарушение  порядка ценообразования на юридические лица всех организационно-правовых  форм, в том числе на товарищество собственников жилья, согласуется с  принципом равенства всех перед законом (определение Конституционного  Суда Российской Федерации от 10.10.2017  № 2254-О).

Отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства об  участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц- связи со ссылкой на отсутствие технической возможности проведения такого  заседания сам по себе, в отсутствие доказательств того, как это привело или  могло привести к принятию неправильного решения, не может быть признан  существенным нарушением норм процессуального права.


Доводов о том, чем конкретно нарушены права товарищества, а также о  том, какие доказательства оно было лишено возможности представить при  рассмотрении дела, в жалобе не приведено.

Вопреки доводам жалобы в статье 23.49 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях указаны должностные лица, которые  вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, в том  числе предусмотренные частью 2 статьи 14.16 указанного Кодекса, а не  составлять протоколы.

Вина товарищества в совершении правонарушения установлена.  Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Штраф  назначен в пределах санкции нормы. 

Оснований для признания правонарушения малозначительным и  применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях не установлено.

Иная оценка товариществом спорного обстоятельства, изложенная в  кассационной жалобе, не может являться основанием для пересмотра судебных  актов Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке.

Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра  обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации А.Г. Першутов