ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 08АП-8450/20 от 26.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС21-6417

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва26 мая 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,  рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Сургутское предприятие пожарной безопасности» (далее – заявитель,  общество, ООО «СППБ») на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры от 25.06.2020 по делу  № А75-6715/2020,  постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020  и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2021  по тому же делу 

по заявлению ООО «СППБ» к Главному управлению Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление,  административный орган) о признании результатов плановой выездной  проверки недействительными, отмене акта проверки от 06.03.2020  № 21  и предписания от 06.03.2020  № 21об устранении нарушений лицензионных  требований и условий,

установил:

решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры от 25.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.  Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020  оставленным без изменения постановлением арбитражного суда Западно-


Сибирского округа от 18.03.2021 решение суда первой инстанции изменено;  производство по делу в части требования об оспаривании акта проверки  прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований  отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных  актов, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,  ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 2916 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса  о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство  в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в  материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Полагая, что вынесенное Главным управлением Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре предписание не отвечает принципу  конкретности, правовой неопределенности и критерию исполнимости; в  предписании и акте проверки отсутствуют указания на конкретные нарушения,  общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и  взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 150, 198, 200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным  законом от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» (далее – Закон о лицензировании), Федеральным законом  от 26.06.2008  № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Федеральным 


законом от 26.12.2008  № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля», подпунктом «а» пункта 4  Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому  обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий  и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 30.12.2011  № 1225 (действовавшего в спорный период),  пунктами 5, 11, 63 Административного регламента Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной  функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при  осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и  ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений,  утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2013  № 665, суды сделали  вывод о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для  удовлетворения заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание  вынесено в соответствии с положениями Федерального закона  «О лицензировании отдельных видов деятельности», и не нарушает прав и  законных интересов общества. Кроме того, суд апелляционной инстанции  пришел к выводу, что акт проверки не обладает признаками правового акта и не  подлежит оспариванию по правилам главы 24 АПК РФ, производство по делу в  части требования о признании недействительным акта проверки прекратил, с  чем впоследствии согласился суд кассационной инстанции.

Делая выводы относительности законности предписания, суды указали,  что у общества отсутствуют свидетельства о поверке на используемые им в  своей деятельности средства измерения, которые не прошли поверку; общество  осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в  лицензии.

Суды также установили, что оспариваемое предписание содержит  указание на вменяемые обществу нарушения со ссылками на нормы права,  обязательные действия (требования), которые надлежит совершить обществу в  целях исполнения предписания, перечислены непосредственно в обозначенных  нормах, ООО «СППБ» не лишено возможности самостоятельно определить  способ устранения вмененных нарушений.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о законности,  исполнимости предписания и отсутствии нарушения прав и законных  интересов общества в сфере предпринимательской и экономической  деятельности.

Из содержания обжалуемых актов не следует, что судами нарушено 


единообразие применения законодательства о лицензировании отдельных  видов деятельности, поэтому такой довод жалобы подлежит отклонению.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, и являющихся достаточным основанием для  пересмотра судебных актов в кассационном порядке судами не допущено.

Переоценка доказательств и установление фактических обстоятельств  дела в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации не входят.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Сургутское предприятие  пожарной безопасности» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Ю.Г. Иваненко