ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 08АП-8603/18 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 304-ЭС19-6097

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва16 мая 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Факел  Сибири» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Омской области 

от 05.06.2018, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда 

от 28.08.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 16.01.2019 по делу  № А46-3717/2018

по заявлению общества о признании незаконным заключения Управления  Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее –  управление, антимонопольный орган) от 01.02.2018  № 05-04.1/23-17РНП,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора – акционерного общества «Омский  завод транспортного машиностроения» (далее – АО «Омсктрансмаш»,  заказчик),

установил:

решением суда первой инстанции от 05.06.2018, оставленным без  изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда  от 28.08.2018 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2019, в  удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе общество ссылается на нарушение названными  судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильного  применения судами норм права при рассмотрении настоящего дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе 


в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, общество признано победителем  закупки на право заключения договора на поставку спецодежды и спецобуви в  ассортименте для нужд АО «Омсктрансмаш», проведенной в соответствии с  Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,  услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В связи с не заключением договора поставки на условиях проведенной  процедуры запроса цен заказчиком принято решение о признании общества  уклонившимся от заключения договора и направлении в антимонопольный  орган обращения для включения общества в реестр недобросовестных  поставщиков, рассмотрение которого приостановило до вступления в законную  силу судебного акта по делу  № А46-20988/2017. 

Решением Арбитражного суда Омской области от 20.12.2018 по делу 

 № А46-20988/2017 урегулированы разногласия, возникшие между обществом и  АО «Омсктрансмаш» при заключении договора поставки: пункты 4.1, 4.4-4.6,  5.4-5.6, 5.8, 5.15 приняты в редакции, предложенной обществом; пункты 5.2 и  5.3 изложены в соответствии с уточненной редакцией заказчика; пункты 2.1, 4.3  договора оставлены в редакции заказчика.

Управлением вынесено оспариваемое заключение от 01.02.2018

 № 05-04.1/23-17РПП о включении в реестр недобросовестных поставщиков  (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по  правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, руководствуясь положениями Закона о закупках, Положением о  Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.06.2004  № 331, Приказом  Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013  № 164/13 «О ведении  реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным  законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических  лиц», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков,  утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 

от 22.11.2012  № 1211, пунктом 16 Обзора судебной практики по вопросам,  связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,  утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 


16.05.2018, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для  включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в  связи с признанием поведения заявителя не отвечающим требованиям  добросовестности и разумности.

При этом судебные инстанции, учитывая обстоятельства, установленные  по делу  № А46-20988/2017, исходили из того, что принимая решение об  участии в закупке и подавая заявку, участник должен осознавать возможность  наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его  победителем и уклонения в дальнейшем от заключения контракта. 

Судами установлено, что общество, как участник закупки имело право в  период проведения открытого конкурса направить в адрес заказчика запрос о  разъяснении условий договора или направить протокол разногласий к проекту  договора, однако указанные действия не совершило, соответственно, участнику  закупки были понятны условия поставки товара и он с ними согласился.  Протоколы разногласий, направленные обществом, не подлежали  рассмотрению АО «Омсктрансмаш», поскольку поступили не в порядке и  сроки, установленные закупочной процедурой.

Установив все обстоятельства по делу, суды пришли к выводу, что  действия общества, выразившиеся первоначально в подаче заявки, затем в  фактических попытках изменить содержание договора, с заключением которого  заявитель первоначально был согласен, также в не направлении подписанного  договора в адрес заказчика, содержащего как изначальные условия, так и  урегулированные судом, непоследовательны и не соответствуют требованиям  добросовестности и разумности.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о  существенных нарушениях судами норм материального и норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможно восстановление прав и интересов заявителей, в связи с  чем оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью «Факел Сибири» в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова