ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-1657/2021 от 30.12.2021 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 № 305-ЭС21-21741

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва30 декабря 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив с  материалами истребованного дела кассационную жалобу ответчика –  открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение  Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020 по делу  № А40-173457/2020,  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 и  постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.07.2021 по тому  же делу,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Байкал-Логистика» (далее –  ООО «Байкал-Логистика», истец, грузополучатель) обратилось в Арбитражный  суд города Москвы с иском о взыскании с открытого акционерного общества  «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик, перевозчик)  2 725 159 рублей пеней за просрочку доставки грузов. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020 иск  удовлетворен в части взыскания 1 907 611 рублей 30 копеек пеней и 36 626 рублей расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении  иска в остальной части отказано. При взыскании пеней суд применил  положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –  Гражданский кодекс), уменьшив размер подлежащей взысканию неустойки  ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.


[A2] Арбитражный суд Московского округа постановлением от 29.07.2021  указанные судебные акты оставил без изменения.

Удовлетворяя иск, суды исходили из нарушения перевозчиком  нормативного срока доставки груза; определения фактического срока доставки  на основе сведений, содержащихся в памятках приемосдатчика и ведомостях  подачи-уборки вагонов; отсутствия в названных документах информации о  составлении актов общей формы и о задержке грузовой операции; отсутствия в  железнодорожных накладных отметок о составлении актов общей формы в  связи с задержкой вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по  причине неприема их станцией назначения из-за невозможности обеспечения  своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего  пользования по причинам, зависящим от грузополучателя; непредставления  ответчиком актов общей формы, подписанных представителями  грузополучателя, представления частично подписанных актов общей формы и  непредставления документов, подтверждающих полномочия представителей  истца на подписание этих актов; непредставления допустимых и достаточных  доказательств занятости фронта погрузки/выгрузки и наличия иных  обстоятельств невозможности доставки вагонов в срок по причинам, зависящим  от грузополучателя. 

Обращаясь в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, ОАО «РЖД» считает,  что судами допущены существенные нарушения норм материального и  процессуального права, которые, по его мнению, повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и  законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. При этом  ответчик приводит следующие доводы.

Согласно положениям статьи 792 Гражданского кодекса перевозчик  обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке,  предусмотренном транспортными уставами и кодексами. 

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 33 Федерального закона  от 10.01.2003  № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской  Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) грузы считаются  доставленными в срок, 

если до истечения указанного в транспортной железнодорожной  накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами  исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов  железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на  железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами  поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных  путей необщего пользования для грузополучателей; 

в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до  истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока 


[A3] доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления  сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным  транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов,  контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что  фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены  плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или  вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт  общей формы.

Аналогичные положения содержатся в пункте 14 Правил исчисления  сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным  транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015  № 245  (далее – Правила исчисления сроков доставки  № 245). 

Ответчик указывает, что судами неправильно применены положения  статьи 792 Гражданского кодекса, статьи 33 Устава железнодорожного  транспорта и пункта 14 Правил исчисления сроков доставки  № 245, поскольку  груз был доставлен в сроки, указанные в накладных, но вагоны не были поданы  грузополучателю по причине его отказа от принятия в связи с занятостью  фронта выгрузки грузополучателя, о чем составлены акты общей формы,  подписанные представителями истца, в подтверждение чего в материалы дела  представлены накладные, двухсторонние акты общей формы, доверенности  представителей истца, договор на эксплуатацию железнодорожного пути  необщего пользования ООО «Байкал Логистика», о готовности вагонов к  подаче грузополучатель был уведомлен по телефону. Однако судами при  рассмотрении дела не была дана оценка представленным ответчиком  доказательствам и приводимым им доводам. Кроме этого, судами применен  пункт 6.7 Правил исчисления сроков доставки  № 245, не имеющий отношения к  настоящему делу, поскольку вагоны не были задержаны в пути следования, а  прибыли на станцию назначения в сроки, указанные в накладных. 

Учитывая, что приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживают  внимания, жалоба вместе с делом подлежат передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские  железные дороги» на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.07.2021 по делу  № А40-173457/2020 вместе с делом передать для 


[A4] рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение жалобы в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  на 10 февраля 2022 в 14 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва,  улица Поварская, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Н. Зарубина