ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-1994/19 от 13.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС19-12797

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва13 августа 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) на решение  Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2018 по делу   № А40-246844/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного  суда от 28.02.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа  от 21.05.2019 по тому же делу 

по заявлению акционерного общества «Газпром Газораспределение  Челябинск» о признании незаконным отказа Ростехнадзора в переоформлении  лицензии, оформленного уведомлением от 25.05.2017  № 00-06-05/1304, и об  обязании устранить допущенные нарушения прав и обязанностей, 

установила:

решением Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2018, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда  от 28.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа  от 21.05.2019, заявленные требования удовлетворены.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Ростехнадзор просит об отмене судебных актов, ссылаясь на  существенные нарушения норм материального права и несоответствие выводов  судов фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из представленных материалов, открытое акционерное  общество «Челябинская региональная газораспределительная компания»  осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных производственных  объектов на основании лицензии от 15.07.2010  № ВП-56-003474 (ЖКС),  выданной Ростехнадзором, сроком до 15.07.2015.

В связи со сменой наименования акционерное общество «Газпром  Газораспределение Челябинск» (далее – общество) обратилось в Ростехнадзор с  заявлением о переоформлении лицензии.

Уральским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная  проверка в отношении заявителя с целью проведения лицензионного контроля  лицензиата на соответствие установленным лицензионным требованиям при  осуществлении лицензируемого вида деятельности: «Эксплуатация  взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и 


III классов опасности» по видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в  составе лицензируемого вида деятельности.

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: не  проведена экспертиза промышленной безопасности; запорные клапаны не  обеспечивают автоматическое и ручное прекращение подачи газа при  изменении давления газа; не соблюдены требования к регистрации объектов в  государственном реестре.

Составлены акт и заключение о выявлении оснований для отказа в  переоформлении лицензии.

Ростехнадзор 25.05.2017 принял решение об отказе в переоформлении  лицензии лицензиата, о чем издал приказ от 25.05.2017  № 658ппи направил  уведомление об отказе в переоформлении лицензии  № 00-06-05/1304.

Не согласившись с отказом в переоформлении лицензии, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса, положениями федеральных законов от 21.07.1997   № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных  объектов», от 04.05.2011  № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» (далее – Закон  № 99-ФЗ), пришли к выводу о том, что  оспариваемый отказ по изложенным лицензирующим органом основаниям и  при проведении выездной внеплановой проверки общества с нарушением  действующего законодательства не соответствует основаниям,  предусмотренным требованиям частям 16, 18 статьи 18 Закона  № 99-ФЗ, а  также нарушает права и законные интересы общества в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Суды исходили из следующего.

С 29.10.2010 лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных  производственных объектов, выданная обществу, до дня вступления в силу  Закона  № 99-ФЗ, является бессрочной в соответствии с частями 3 и 4 Закона 

 № 99-ФЗ и дает право на осуществление деятельности по эксплуатации 


взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и  III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ,  указанным в выданной лицензии, переоформление лицензии по иным  основаниям, не связанным с изменением наименования общества, не требуется.

Указание обществом в заявлении о переоформлении лицензии такого  основания как изменение лицензируемого вида деятельности не порождает у  лицензирующего органа обязанности проводить внеплановую выездную  проверку на соответствие лицензиата лицензионным требованиям, поскольку  не является основанием для переоформления лицензии в соответствии со  статьей 18 Федерального закона  № 99-ФЗ.

Судами установлено, что изменение вида деятельности связано с тем, что  наименование вида деятельности изменилось в связи с объединением двух  видов деятельности в один.

Перечисленные в лицензии работы не изменились, указание таких видов  работ в заявлении общества о переоформлении лицензии не свидетельствует о  том, что сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах в составе  лицензируемого вида деятельности претерпели какие-либо изменения.

При переоформлении лицензии общество не намеревалось осуществлять  лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не  указанному в лицензии, а также вносить изменения в указанный в лицензии  перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих  лицензируемый вид деятельности.

Поскольку общество имеет действующую лицензию и обратилось в  лицензирующий орган за ее переоформлением без изменения места и перечня  выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид  деятельности, последний должен был проверить лишь соответствие заявления и  представленных документов требованиям пункта 2 части 3 статьи 13 и части 3  статьи 18 Закона  № 99-ФЗ, основания для проведения внеплановой выездной  проверки в отношении заявителя отсутствовали.


Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами,  получили надлежащую правовую оценку и мотивировано отклонены.

Переоценка доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации не входит.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать Федеральной службе по экологическому, технологическому и  атомному надзору в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации