ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-21239/20 от 22.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС21-1503

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22.03.2021

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев  жалобу (заявление) Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города  Москвы от 21.02.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного  суда от 14.09.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа  от 23.12.2020 по делу  № А40-25768/2019,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Москвы (далее – Правительство) обратилось в Арбитражный  суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее –  ООО «Востсибспецмонтаж» об обязании подписать акт о результатах частичной  реализации договора от 30.12.2005  № 333-И на условиях, приведенных в  просительной части искового заявления.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные  требования относительно предмета спора, привлечены Комитет города Москвы по  обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в  области долевого строительства (Москомстройинвест), Духович Илья Алексеевич,  Духович Павел Алексеевич, Мартынов Евгений Николаевич.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2020, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда  от 14.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа  от 23.12.2020, в удовлетворении требований отказано.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на  несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также  существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами неверно  определена правовая природа сложившихся между сторонами правоотношений,  ошибочно применен срок исковой давности. 

Учитывая, что каждая из сторон внесла свой вклад с целью создания  объектов недвижимости, по своей правовой природе инвестиционный контракт  является договором простого товарищества.

Стороны объединили свои вклады в целях возведения спорных объектов,  следовательно, на объекты инвестиционной деятельности возникла общая  собственность в соответствии со статьей 1043 Гражданского кодекса Российской  Федерации.

Согласно статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации  имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между  ее участниками в силу положений статьи 1043 Гражданского кодекса Российской  Федерации.

Исходя из условий договора (раздел3), составление акта о результатах  инвестиционного проекта является обязанностью сторон, неисполнение которой  влечет невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений  права собственности на инвестиционный объект. Выводы судов о том , что  договор исполнен и обязательства по нему прекращены взаимным исполнением  основаны на неправильном толковании условий договора и норм гражданского  законодательства.

 Оформление имущественных прав сторон по результатам реализации  инвестиционного проекта с учетом всех дополнительных соглашений к договору  производится в установленном порядке после сдачи инвестиционного проекта в  эксплуатацию и выполнения обязательств по договору и приложений к нему на  основании акта о результатах инвестиционного проекта.

До подписания акта о реализации инвестиционного договора возведенный  объект недвижимости является нераспределенным общим имуществом. При этом  истец заинтересован в его подписании с целью устранения неопределенности во  взаимоотношениях сторон и оформления прав на долю города.

Учитывая, что до настоящего времени сторонами договора акт о частичной  реализации не подписан, построенные объекты не распределены, имущественные  отношения не оформлены, соглашение сторон о прекращении договора  отсутствует, по смыслу статьи 6.1 договора на момент рассмотрения спора  договор не является прекращенным и продолжает свое действие.

В силу специфики регулирования инвестиционно- строительных  отношений, в которых участвует публичное образование, целью подписания акта  является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств,  вытекающих из инвестиционного контракта.

Выводы судов о том, что исполнение договора и оформление права  собственности на инвестиционный объект не связан с обязательным оформлением  сторонами акта о результатах частичной реализации сделаны в нарушение 


требований пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.02.1999  № 39-ФЗ «Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме  капитальных вложений» и статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости».

Предварительные протоколы распределения площадей, уточненные после  фактических обмеров БТИ, не могут являться основанием для регистрации права  собственности на объект инвестиционной деятельности.

Правительство Москвы имеет право на распределение площадей  возведенных в рамках реализации договора.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход  дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы  кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, 30.12.2005 между Департаментом  инвестиционных программ строительства города Москвы (правопредшественник  Москомстройинвеста, инвестор) и ООО «Юрпромконсалтинг»  (правопредшественник ООО «Востсибспецмонтаж», соинвестор) заключен  договор  № 333-ИС (реестровый номер 13-135937-5101-0027-00001-05) на право  соинвестирования проектирования и строительства 47,5% общей площади  корпусов территории застройки района Левобережный, мкр. 1, 2.

Реализация инвестиционного проекта по комплексной реконструкции 5этажной застройки на территории микрорайонов 1, 2 района Левобережный  осуществлялась на основании инвестиционного контракта от 17.03.2000  № 27/1,  заключенного между Правительством (администрация), Департаментом  внебюджетной политики строительства города Москвы (правопредшественник  Москомстройинвеста, инвестор) и ООО «Проммедиа».

Финансирование сноса ветхого панельного жилищного фонда,  проектирования и строительства объектов согласно пункту 3 Постановления  от 2001  № 327-ПП «О комплексной реконструкции 5-этажной жилой застройки в  районе Левобережный (САО)» осуществляется в следующих пропорциях: 50% -  Департамент внебюджетной политики строительства города Москвы, 50% - ООО  «Проммедиа».

Данное условие также закреплено в пункте 9.7 дополнительного соглашения  к контракту от 17.03.2000  № 27/1.

Согласно пункту 7.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения)  инвестор и соинвестор вправе в течение срока действия контракта без получения  дополнительного письменного согласия Администрации частично передать свои 


права третьим лицам с условием сохранения за собой ответственности перед  Администрацией.

Согласно пункту 1.1 договора от 30.12.2005  № 333-ИС (в редакции  дополнительного соглашения от 25.08.2006  № 1) Москомстройинвест и  ООО «Востсибспецмонтаж» в порядке, предусмотренном договором,  осуществляют инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в  виде финансирования проектирования и строительства общей площади жилых  домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземными  гаражами территории застройки района Левобережный, мкр. 1,2, подлежащих  коммерческой реализации (приложение 2 к Постановлению Правительства  Москвы от 11.07.2006  № 494-ПП), финансирование проектирования и  строительства объекта осуществляется пропорционально долям, установленным в  пункте 1.4 договора: Москомстройинвест финансирует 2,5% строительства  (реконструкции) объекта; ООО «Востсибспецмонтаж» - 47,5% строительства  конструкции) объекта от общего объема финансирования проектирования и  строительства.

Пунктом 1.2 (в редакции дополнительного соглашения от 25.08.2006  № 1)  инвестор и соинвестор установили, что финансирование инвестором  строительства объекта осуществляется на основании постановлений  Правительства Москвы от 10.04.2001  № 327-ПП и от 11.07.2006  № 494-ПП.

Согласно пункту 1.6 договора от 30.12.2005  № 333-ИС доли сторон по  завершению строительства объекта в части нежилой площади и машино-мест в  подземных автостоянках распределяются следующим образом:

- инвестору: 1,5% общей площади нежилых помещений объекта; 2,0%  машино-мест;

- соинвестору: 28,5% общей площади нежилых помещений объекта; 38,0%  машино-мест;

- Департаменту городского имущества города Москвы: 40% общей площади  нежилых помещений объекта; 20% машино-мест.

Во исполнение договора от 30.12.2005  № 333-ИС стороны произвели  финансирование строительства нежилых помещений и подземных автостоянок в  жилых домах, расположенных по адресам: г. Москва, Ленинградское ш., д. 124,  корп. 3 (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 8),  г. Москва, Ленинградское ш., д. 130, корп. 1 (строительный адрес: район  Левобережный, микрорайон 1А, корп. 11), г. Москва, Ленинградское ш., д. 130,  (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 13), г. Москва,  Ленинградское ш., д. 120, корп. 3 (строительный адрес: район Левобережный,  микрорайон 1А, корп. 7), г. Москва, Ленинградское ш., д. 128, (строительный  адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 10) в полном объеме.

Жилые дома с нежилыми помещениями и подземными автостоянками по  указанным адресам введены в эксплуатацию.

Дополнительным соглашением от 27.12.2012 к договору  № 333-ИС  от 20.12.2005, заключенным между Комитетом города Москвы по обеспечению  реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю долевого  строительства (инвестор), ООО «Юрпромконсалтинг» (соинвестор), открытым  акционерным обществом «Московский городской центр продажи недвижимости» 


(новый соинвестор) произведена замена соинвестора на нового соинвестора в  договоре соинвестирования с утверждением замены соинвестора  Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 16.08.2012 (протокол   № 29, пункт 11).

Согласно условиям дополнительного соглашения от 27.12.2012 к договору  от 30.12.2005  № 333-ИС права соинвестора на площади в построенных корп. 7, 8,  10, 11 и 13 мкр. 1 района Левобережный сохраняются у соинвестора и передаче  новому соинвестору не подлежат.

Нежилые помещения и машино-места в подземных автостоянках по  адресам: г. Москва, Ленинградское ш., д. 124, корп. 3 (строительный адрес: район  Левобережный, микрорайон 1А, корп. 8), г. Москва, Ленинградское ш., д. 130, ш. 1  (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 11), г. Москва,  Ленинградское ш., д. 130, корп. 3 (строительный адрес: район Левобережный,  микрорайон 1А, корп. 13), г. Москва, Ленинградское ш., д. 120, корп. 3  (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 7), г. Москва,  Ленинградское ш., д. 128, корп. 2 (строительный адрес: район Левобережный,  микрорайон 1А, корп. 10) подлежат распределению между сторонами в  соответствии с условиями договора от 30.12.2005  № 333-ИС, протокола  распределения нежилой площади и машино-мест в подземных автостоянках в  жилых домах по вышеуказанным адресам от 16.10.2014 и соглашения о порядке  распределения машино-мест в жилом доме по адресу: Ленинградское шоссе,  д. 130, корп. 1 от 21.10.2014.

Все построенные или реконструированные в рамках настоящего Контракта  объекты инженерного и коммунального назначения по результатам реализации  проекта оформляются в собственность Администрации в лице Департамента  городского имущества города Москвы в порядке, установленном постановлением  Правительства Москвы от 22.08.2000  № 660 «О порядке приемки объектов  инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы».

Предварительные протоколы распределения площадей уточняются после  фактических обмеров БТИ и оформляются Протоколом распределения площадей  актом частичной реализации договора (пункт 3.1 договора). После уточнения  распределения площадей имущественные права сторон оформляются в  установленном порядке.

Поскольку вышеназванный договор исполнен сторонами в части  финансирования строительства нежилых помещений и подземных автостоянок в  жилых домах, расположенных по адресам: г. Москва, Ленинградское ш., д. 124,  пункт 3 (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 8),  г. Москва, Ленинградское ш., д. 130, корп. 1 (строительный адрес: район  Левобережный, микрорайон 1А, корп. 11), г. Москва, Ленинградское ш., д. 130,  корп. 3 (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 13),  г. Москва, Ленинградское ш., д. 120, корп. 3 (строительный адрес: район  бережный, микрорайон 1А, корп. 7), г. Москва, Ленинградское ш., д. 128, п. 2  (строительный адрес: район Левобережный, микрорайон 1А, корп. 10),  Правительство Москвы обратилось к инвестору с проектом акта о результатах  реализации инвестиционного проекта.


Письмом от 13.11.2018  № ДГИ-И-82364/18 Департаментом направлено в  ООО «Востсибспецмонтаж» обращение с приложением подписанного со стороны  Правительства Москвы акта о результатах частичной реализации договора  от 30.12.2005  № 333-ИС (реестровый номер 13-135937-5101-0027-00001-05) на  право соинвестирования проектирования и строительства 47,5% общей площади  корпусов территории застройки района Левобережный, мкр. 1, 2.

Соинвестор от подписания направленного проекта акта о результатах  частичной реализации уклонился, что послужило основанием для обращения  Правительства в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные  доказательства, руководствуясь статьями 191, 192, 196, 199, 200 Гражданского  кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.02.1999   № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,  осуществляемой в форме капитальных вложений» и положениями Федерального  закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,  суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводам, что исполнение  договора и оформление права собственности на инвестиционный объект не  связывается с обязательным оформлением сторонами акта частичной реализации,  исходя из условий пунктов 3.1, 3.8 договора.

 Судами верно отмечено, что согласно пункту 3.1 договора предварительные  протоколы распределения площадей уточняются после фактических обмеров БТИ  и оформляются протоколом распределения площадей, либо актом частичной  реализации настоящего договора.

Исходя из смысла пункта 3.1 договора, оформление обоих документов не  является обязательным для сторон, так как достаточно подписания одного,  установив, что протокол распределения площадей был подписан истцом,  ответчиком и третьим лицом 16.10.2014.

В соответствии с пунктом 3.8 договора инвестор обязан после сдачи объекта  в эксплуатацию совершить все действия, необходимые для государственной  регистрации своей доли права собственности на инвестиционный объект.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами  нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили  достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене  обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Правительства Москвы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова