ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 123-ПЭК19
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. ФИО1 июля 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив надзорную жалобу Федеральной антимонопольной службы на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2019 № 305-АД18-18535, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (публичное акционерное общество) на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.08.2018 по делу № А40-199212/2017,
установила:
Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (публичное акционерное общество) (далее - банк) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, антимонопольный орган) по истребованию информации о движении денежных средств по всем открытым и закрытым счетам акционерного общества «Ирмаст-Холдинг» в рамках дела об административном правонарушении от 06.10.2017 № 4-19.8-1754/00-22-17, признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2017 № 4-19.8-1754/00-22-17 о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2018 указанные заявления банка объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено акционерное общество «Ирмаст- Холдинг».
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.08.2018, банку отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2019 принятые по делу судебные акты отменены, заявление банка удовлетворено: действия ФАС России по истребованию у банка информации о движении денежных средств по всем открытым и закрытым счетам акционерного общества «Ирмаст-Холдинг» в рамках дела об административном правонарушении от 06.10.2017 № 4-19.8-1754/00-22-17 признаны незаконными, постановление ФАС России от 20.11.2017 № 4-19.8-1754/00-22-17 о привлечении банка к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено.
В надзорной жалобе ФАС России просит отменить определение от 01.02.2019, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение единообразия в толковании и применении норм права, нарушение прав и законных интересов заявителя, как органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 308.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора предусмотрены статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относится нарушение обжалуемым судебным постановлением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Изучив изложенные в надзорной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации не находит таких оснований.
Руководствуясь положениями части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа полномочий на истребование у банка спорной информации, содержащей банковскую тайну, исходя из того, что названный Закон не содержит ограничений по составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Объем запрашиваемых сведений, состав документов (информации), порядок и сроки их представления должны определяться антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств, обуславливаться необходимостью осуществления им возложенных на него задач и функций.
Признав законным запрос антимонопольного органа об истребовании у банка спорной информации, суды пришли к выводу, что непредставление банком информации по мотивированному требованию антимонопольного органа, в том числе, составляющей государственную, банковскую, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, является нарушением статьи 25 Закона о защите конкуренции, что свидетельствует о наличии в действиях банка состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Отменяя принятые по делу судебные акты и удовлетворяя заявление банка, руководствуясь положениями части 2, 3 статьи 25, частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции, статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», принимая во внимание, что органы ФАС России в закрытый перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну, не включены, и учитывая освобождение Центрального банка Российской Федерации от обязанности представлять в федеральный антимонопольный орган по письменному запросу этого органа информацию, составляющую банковскую тайну, Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии у банка обязанности исполнять запрос антимонопольного органа, вследствие чего в действиях банка отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вопреки доводу заявителя выводы Судебной коллегии соответствуют сложившейся в Верховном Суде Российской Федерации практике разрешения аналогичных споров.
Приведенные заявителем в надзорной жалобе доводы основаны на ином толковании норм действующего законодательства, связаны с его несогласием с выводами Судебной коллегии, что не свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра дела в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 308.4 и 308.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Г.Г. Кирейкова