ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-24417/2015 от 04.03.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-КГ16-783

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 04 марта 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по  материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу Правительства  Ивановской области (г. Иваново) на постановление Арбитражного суда  Московского округа от 01.12.2015 по делу № А40-15385/2015 Арбитражного  суда города Москвы, 

УСТАНОВИЛ:

Правительство Ивановской области (далее – правительство) обратилось в  Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и  отмене решения Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России,  антимонопольная служба) от 02.12.2014 № 1-15-11/00-06-14 в части признания в  действиях правительства нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите  конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий  отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области,  осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия  постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п  «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области  от 19.05.2011 № 165-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на  государственную поддержку сельскохозяйственного производства», а также о  признании незаконным предписания ФАС России от 02.12.2014 № б/н. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «Сервис Профи», общество с ограниченной ответственностью 


«СПК «Агро-Союз», общество с ограниченной ответственностью «СПК  «Хлебороб», Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской  области (далее – департамент), Министерство сельского хозяйства Российской  Федерации. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2015 в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда  от 20.07.2015 решение суда первой инстанции отменено, заявление  удовлетворено. 

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 01.12.2015  постановление суда апелляционной инстанции отменил и оставил в силе  решение суда первой инстанции. 

Правительство Ивановской области обратилось в Судебную коллегию по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной  жалобой на постановление суда округа в порядке, предусмотренном статьями  291.1-291.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  ссылаясь на существенные нарушения норм права. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке. 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного  Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного  производства являются существенные нарушения норм материального права и  (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1  статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в  кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам,  приложенным к ней, не установлено. 

Как установлено судами, в ФАС России поступили заявления ООО «СПК  «Агро-Союз» и ООО «Сервис Профи» с жалобами на действия департамента по  вопросам предоставления субсидий на реализацию продовольственного зерна и  семян рапса в рамках оказания государственной поддержки  сельскохозяйственного производства в Ивановской области. 

В период подготовки дела к рассмотрению в ФАС России поступило  заявление ООО «СПК Хлебороб», в котором заявитель сообщил, что  Правительство Ивановской области постановлениями от 09.12.2013 № 496-п и  от 05.03.2014 № 76-п внесло ряд изменений в постановление от 19.05.2011   № 165-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на  государственную поддержку сельскохозяйственного производства», которые 


также создают дискриминационные условия для отдельных  сельхозпроизводителей Ивановской области, имеющих право на получение  субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственного  производства. 

Указанное заявление приобщено к делу № 1-15-11/00-06-14 и ООО «СПК  Хлебороб» привлечено к участию в деле в качестве заявителя. 

Рассмотрев материалы дела № 1-15-11/00-06-14 о нарушении  антимонопольного законодательства, ФАС России установила, что в целях  оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства на  территории Ивановской области в соответствии Федеральным законом  от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» принят Закон  Ивановской области от 30.10.2008 № 125-ОЗ «О государственной поддержке  сельскохозяйственного производства». 

Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку  сельскохозяйственного производства регламентируется постановлением  Правительства Ивановской области от 19.05.2011 № 165-п «Об утверждении  Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку  сельскохозяйственного производства» (далее – Порядок № 165-п), согласно  которому сельхозпроизводителям предоставляются, в том числе субсидии на  реализацию продовольственного зерна и семян масличных культур. 

Согласно изменениям, внесенным в указанный Порядок № 165-п  постановлением Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п,  субсидии предоставляются в IV квартале текущего года при условии  реализации продовольственного зерна и семян масличных культур  собственного производства урожая текущего года перерабатывающим  организациям, зарегистрированным на территории Ивановской области,  имеющим оборудование по переработке сырья, для производства муки, крупы и  растительного масла. 

По результатам рассмотрения представленных документов и сведений  ФАС России вынесла решение от 02.12.2014 № 1-15-11/00-06-14 о нарушении  Правительством Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите  конкуренции, выразившемся в создании дискриминационных условий  отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям Ивановской области,  осуществляющим деятельность в области растениеводства, путем принятия  постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2014 № 76-п  «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области  от 19 мая 2011 года № 165-п «Об утверждении Порядка предоставления  субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного  производства». 

Правительству выдано предписание от 02.12.2014, обязывающее в срок до  02.04.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите  конкуренции. 

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа,  правительство обратилось в арбитражный суд. 


Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной  связи, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, суды  первой и кассационной инстанций пришли к выводу о доказанности  антимонопольной службой нарушения правительством части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции. 

При этом суды исходили из того, что правительство, внося изменения в  Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку  сельскохозяйственного производства, предоставило группе компаний РИАТ (в  состав которой входят как производители, так и переработчики зерна,  зарегистрированные на территории Ивановской области) преимущества в  осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными  сельхозтоваропроизводителями (в том числе обратившимися в ФАС России –  ООО «Сервис Профи», ООО «СПК «Агро-Союз»), действующими на рынке  растениеводства Ивановской области, у которых отсутствовала фактическая  возможность реализации продовольственного зерна и семян масличных  культур перерабатывающим организациям, зарегистрированным на территории  Ивановской области. 

У сельхозтоваропроизводителей, не входящих в группу компаний РИАТ,  отсутствовала возможность по соблюдению установленных правительством  условий получения субсидии из-за невозможности реализации зерна  перерабатывающим предприятиям, зарегистрированным на территории  Ивановской области, следовательно, они были лишены компенсации, на  которую могли претендовать до внесения правительством изменений в Порядок  предоставления субсидий на государственную поддержку  сельскохозяйственного производства. 

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что  сельхозтоваропроизводители могли реализовать зерно не только  перерабатывающей организации ООО «РИАТ-База», но и ООО «Агро- Эксперт», признан судом округа не основанным на представленных в  материалы дела доказательствах. Судом первой инстанции рассматривался  вопрос реализации сельхозтоваропроизводителями продовольственного зерна  ООО «Агро-Эксперт» и на основании представленных в материалы дела  доказательств был сделан вывод об отсутствии указанной возможности. 

Таким образом, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу  об отсутствии оснований для удовлетворения требований правительства. 

Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке. 

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 


ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать Правительству Ивановской области в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Н. Зарубина