ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-24429/2021 от 16.05.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС22-2285

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва16 мая 2022 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Комитета по  государственному контролю, использованию и охране памятников истории и  культуры (далее – комитет) на решение Арбитражного суда города Москвы  от 01.03.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда  от 28.06.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа  от 22.11.2021 по делу  № А40-106064/2020,

по иску комитета к федеральному государственному унитарному  предприятию «Инженерно-технический центр Министерства обороны  Российской Федерации» (далее – предприятие) 

об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу  решения суда в установленном законом порядке выполнить противоаварийные  работы на входящих в состав выявленного объекта культурного наследия  «Комплекс построек Главного склада российского общества Красного Креста»  выявленных объектов культурного наследия «Одноэтажный склад для  санитарных повозок», расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург,  ул. Рощинская, д. 2, лит. Л, М, в том числе, закрыть воротные проемы,  обеспечив температурно-влажностный режим и убрать в помещениях  строительный мусор;

об обязании в течение 36 месяцев со дня вступления в законную силу  решения суда выполнить приспособление для современного использования  входящих в состав выявленного объекта культурного наследия «Комплекс  построек Главного склада российской общества Красного Креста» выявленных  объектов культурного наследия «Одноэтажный склад для санитарных повозок»,  «Прачечная и баня с котельной», расположенных по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Рощинская, д. 2, лит. Л, М, Н, О, и ул. Рощинская, д. 2А, лит. Л, 


в том числе, восстановив заложенные исторические оконные и воротные  проемы; 

об установлении размера денежных средств в размере 100 000 руб. за  неисполнение в установленный срок первого пункта просительной части  искового заявления, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 200  000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда, 

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с  ограниченной ответственностью «Антарес-Инвест», Минобороны России в  лице Департамента культуры,

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 01.03.2021, оставленным  без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2021 и  постановлением суда округа от 22.11.2021, в иске отказано.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм  права, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить  требования в полном объеме.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная  жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней  доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального  права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов.

Между тем, таких оснований по результатам изучения материалов дела и  доводов кассационной жалобы заявителя не установлено.

Как установлено судами, комитетом проведено мероприятие по контролю  за состоянием выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек  Главного склада Российского общества Красного Креста», в ходе которого  выявлено, что за ограждением расположены два объекта культурного наследия,  находящиеся в неудовлетворительном состоянии, в помещениях объекта и на  территории объекта складируется строительный мусор; установлена частичная  утрата элементов.

Полагая, что в отношении названных объектов, входящих в состав  выявленного объекта культурного наследия и находящегося в хозяйственном  ведении предприятия, ответчик обязан выполнить противоаварийные работы, в  том числе, закрыть воротные проемы, обеспечив температурно-влажностный  режим и убрать в помещениях строительный мусор, а также выполнить  приспособление для современного использования, в том числе восстановить  заложенные исторические оконные и воротные проемы, комитет обратился в  арбитражный суд с настоящими требованиями.


Разрешая спор, суды руководствовались статьями 10, 33, 40, 45, 47.1, 47.3  Федерального закона от 25.06.2002  № 73-ФЗ «Об объектах культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,  приказом Минкультуры России от 08.06.2016  № 1278 «Об утверждении  порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта  культурного наследия, включенного в единый государственный реестр  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов  Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».

При этом суды исходили из того, что при содержании и использовании  выявленного объекта культурного наследия в целях его поддержания в  надлежащем техническом состоянии запрещается проводить работы,  изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и  структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, в случае, если  предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Учитывая, что меры, направленные на обеспечение физической  сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного  наследия, зависят от статуса объекта и предмета охраны, который определяется  после проведения государственной историко-культурной экспертизы,  установив, что в отношении спорных объектов не проведена экспертиза и не  определен предмет охраны, истцом отказано ответчику в выдаче задания на  проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия,  суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения  требований.

Приведенные комитетом в кассационной жалобе доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права,  которые могли повлиять на исход дела, в связи с чем не являются достаточным  основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для передачи жалобы  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать Комитету по государственному контролю, использованию и  охране памятников истории и культуры в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Е. Борисова