ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-31676/18 от 15.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС19-344

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва16.05.2019  Дело  № А40-15424/2018 Резолютивная часть определения объявлена 15.05.2019

Полный текст определения изготовлен 16.05.2019

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда 

Российской Федерации в составе:
председательствующего Завьяловой Т.В.

судей Прониной М.В., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной 

жалобе общества с ограниченной ответственностью «Восточный Сервис» 

на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2018 по делу

 № А40-15424/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного 

суда от 23.07.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа 

от 31.10.2018 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточный 

Сервис» к Московской областной таможне о признании незаконным решения 


об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей  и о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей  в размере 1 584 913,09 рублей.

В заседании приняли участие представители Московской областной  таможни ФИО1, ФИО2

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Завьяловой Т.В., выслушав объяснения представителей участвующего в деле  лица, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью ««Восточный Сервис»

(далее – общество, декларант) ввезло на таможенную территорию и заявило  к таможенному оформлению на Московской областной таможне (далее –  таможенный орган, таможня) товары – светильники и комплектующие к ним.

Данные товары ввезены обществом в рамках исполнения  внешнеторгового контракта от 03.08.2015  № TNA-04, заключенного  с компанией Ningbo Tailian Co Ltd (Китайская Народная Республика),  и заявлены в декларациях на товары  №№ 10130220/121015/0035547,  10130220/271015/0037278, 10130220/271015/0037276,  10130220/301115/0041049,10130220/021215/0041388, 10130220/111215/0042611,  10130220/221215/0043835,10130220/221215/0043784, 10130220/280116/0001764.  Таможенная стоимость определена обществом по стоимости сделки с  ввозимыми товарами (первый метод).

В ходе таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, таможенный  орган пришел к выводу о необоснованности применения обществом первого  метода определения таможенной стоимости, в связи с чем таможней вынесены  решения о корректировке таможенной стоимости по каждой из представленных  деклараций.


После выпуска товаров общество обратилось в таможню с заявлением  от 29.09.2017 о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных  платежей, указав в качестве основания для возврата необоснованность  произведенной таможней корректировки таможенной стоимости товаров.

Письмом от 27.10.2017  № 17-20/53154 таможня возвратила обществу  документы, сославшись на отсутствие доказательств, подтверждающих факт  излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Считая свои права нарушенными, общество обратилось в Арбитражный  суд города Москвы с заявлением, в котором просило признать незаконным  решение таможенного органа, оформленное письмом от 27.10.2017 

 № 17-20/53154, и обязать таможенный орган возвратить таможенные платежи  в размере 1 584 913 рублей 09 копеек.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2018,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного  апелляционного суда от 23.07.2018, в удовлетворении заявленных требований  отказано.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 31.10.2018  оставил состоявшиеся по делу судебные акты без изменения.

В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене судебных  актов арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций,  ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального  и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав общества.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  Завьяловой Т.В. от 08.04.2019 кассационная жалоба общества вместе с делом  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями  статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, 


что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные  акты – отмене по следующим основаниям.

Рассматривая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанции  руководствовались положениями статей 89 и 90 Таможенного кодека  Таможенного союза (далее – Таможенный кодекс), статьей 147 Федерального  закона 27.11.2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской  Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) и пришли к выводу  об отсутствии оснований для вывода о незаконности отказа таможенного  органа в возврате таможенных платежей, а также для возложения на таможню  обязанности по их возврату, поскольку в комплекте документов,  представленных обществом 29.09.2017 вместе с заявлением о возврате  платежей, отсутствовали документы, подтверждающие факт излишней уплаты  (взыскания) таможенных пошлин, налогов, а именно, отсутствовала  оформленная корректировка декларации на товары.

Суд округа, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции, признал сделанные ими выводы  правильными, дополнительно отметив, что сам по себе факт предоставления  обществом корректировки декларации не свидетельствует о наличии оснований  для возврата таможенных платежей.

Между тем судами не учтено следующее.

Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными  договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской  Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации  о таможенном деле.

В силу части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации  право частной собственности в Российской Федерации охраняется законом.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда  Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты  некоей суммы налога на данную сумму распространяются 


все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата  в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания  (Определения от 08.02.2007  № 381-О-П, от 21.12.2011  № 1665-О-О,  от 24.09.2013  № 1277-О, от 25.05.2017  № 959-О).

Кроме того, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации  таможенных процедур (совершена в Киото 18.05.1973, в редакции Протокола  от 26.06.1999, далее – Киотская конвенция), участником которой с 04.07.2011  является Российская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов  производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки,  допущенной при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее  взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой,  возврат производится в приоритетном порядке. Указанные правила формируют  международный стандарт, то есть являются положениями, выполнение которых  признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения  таможенных процедур и практики (пункт 1 (а) Киотской конвенции и 

пункты 4.18, 4.22 Генерального приложения к Киотской конвенции).

Таким образом, плательщик таможенных платежей вправе требовать  возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет  неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями  и решениями таможенных органов.

Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица  может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых  актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством  обращения в суд с соответствующим имущественным требованием.

Судебная практика исходит из того, что имущественные требования  о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, заявленные  в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с момента, когда  декларант узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, подлежат  рассмотрению по общим правилам искового производства, с особенностями,  установленными главой 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской 


Федерации, что в соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на таможенный  орган обязанность подтвердить законность правовых актов, в связи  с принятием которых произведено перечисление таможенных платежей.

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате  таможенных платежей, поступивших в бюджет в связи с незаконными  действиями (решениями) таможенного органа, не предполагает необходимости  соблюдения административной процедуры возврата, установленной статьей 147  Закона о таможенном регулировании.

Такая правовая позиция закреплена в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009  № 8605/08,  определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации от 22.03.2018  № 303-КГ17-20407, и нашла отражение  в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации  № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 14.11.2018, но в нарушение части 4 статьи 170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была учтена  судами.

Наличие у плательщика публично-правовых платежей права на защиту  права собственности посредством предъявления в пределах трехлетнего срока  давности имущественных требований также неоднократно подтверждалось  Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 24.03.2017   № 9-П, Определения от 21.06.2001 № 173-О и от 03.07.2008  № 630-О-П).

В рассматриваемом случае общество при обращении в суд заявило  отдельное требование о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных  платежей, обосновывая это требование тем, что корректировка таможенной  стоимости произведена незаконно.

Принимая во внимание изложенное, судам следовало разрешить спор по  существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной  стоимости, и решить вопрос о наличии оснований для их возврата с учетом 


соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по  таможенным платежам. Однако требование о возврате излишне взысканных  таможенных платежей судами по существу не рассмотрено.

При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской  Федерации считает, что принятые по делу судебные акты арбитражных судов  первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит отмене  на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, как принятые с существенными нарушениями норм  материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой  инстанции.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2018 по делу   № А40-15424/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного  суда от 23.07.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа  от 31.10.2018 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города  Москвы. 

Председательствующий Т.В. Завьялова
Судьи М.В. Пронина

 Д.В. Тютин