ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-32312/19 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС20-5683

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21.10.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества 

с ограниченной ответственностью «Вятич-Т» на постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020 по делу 

 № А40-145833/2018,

установил:

Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент)  обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением 

к обществу с ограниченной ответственностью «Вятич-Т» (далее - общество)  о взыскании 1 923 416 руб. 49 коп. долга по арендной плате за период 

с 01.11.2015 по 30.04.2017, 137 652 руб. 15 коп. неустойки за период  с 06.04.2016 по 30.04.2017; о расторжении договора от 08.04.2005 

 № 01-00232/05 на аренду нежилого фонда; о выселении общества из нежилого  помещения, расположенного по адресу: <...>.

Общество предъявило встречный иск к департаменту о признании 

за обществом права на имущественную поддержку как субъекта малого  предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы 

в размере 3500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 18.11.2015  по 31.12.2016 и в размере 4500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год 

на период с 01.01.2017 по 31.12.2018 в отношении вышеуказанного нежилого  помещения, переданного обществу в аренду по договору от 08.04.2005 

 № 01-00232/05; об обязании произвести перерасчет арендной платы 

по названному договору, начиная с 13.08.2015, исходя из ставки арендной 


платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год, и с 01.01.2017 по 31.12.2018, 

исходя из ставки арендной платы 4500 руб. за 1 кв. м в год.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2019 с общества 

в пользу департамента взыскано 86 987 руб. задолженности по арендной плате,  21 450 руб. пеней, в удовлетворении остальной части первоначальных исковых  требований отказано; встречные исковые требования удовлетворены.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.10.2019  отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил первоначальные  исковые требования и отказал в удовлетворении встречных исковых  требований.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2020  постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной  инстанции и округа норм материального права, просит отменить 

их постановления и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли 

на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской 

и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение 

о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

При изучении доводов кассационной жалобы общества по материалам  истребованного дела установлены основания для передачи кассационной  жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии 

по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, департамент  (арендодатель) и общество (арендатор) 08.04.2005 заключили договор 

 № 01-00232/05 на аренду нежилого фонда (далее – договор), на основании  которого арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду нежилой объект  общей площадью 255,10 кв. м, расположенный по адресу: Москва, 

ул. Плющиха, д. 33, на срок до 30.09.2007.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.

Стороны дополнительными соглашениями от 11.01.2007, от 01.02.2011 

к договору продлили срок его действия по 30.09.2010 и по 30.06.2015  соответственно, а дополнительным соглашением от 01.02.2013 


к договору - установили арендную плату в размере 3500 руб. за кв. м в год 

в период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона 

от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон  № 135-ФЗ)  18.11.2015 заключили дополнительное соглашение к договору, которым  продлили срок его действия по 30.06.2025, установили с 18.11.2015 ставку  арендной платы за 1 кв. м в год в размере 12 614 руб. без налога 

на добавленную стоимость (по результатам оценки рыночной стоимости права  пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды), а также изменили  условия договора.

Согласно пункту 4.1.2 дополнительного соглашения арендодатель вправе  ежегодно производить изменение арендной платы в соответствии 

с распорядительными документами Правительства Москвы, а также вправе  проводить корректировку арендной платы в соответствии с величиной  коэффициента инфляции, утверждаемого ежегодно, а также в иных случаях,  предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.

В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка  арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем  порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление 

о том, что такое изменение произошло (пункт 5.2 дополнительного  соглашения).

Общество 16.05.2015 обратилось в Межведомственную комиссию 

по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде льготной ставки  арендной платы на 2016 год.

Департамент письмом от 08.06.2016  № ДГИ-1-41200/16-1 сообщил  обществу о принятии коллегиального решения об оказании имущественной  поддержки по договору в виде установления минимальной ставки арендной  платы в размере 3500 руб. за кв. м в год на период с 16.03.2016 по 31.12.2016.

Общество 13.12.2016 обратилось в Межведомственную комиссию 

по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде льготной ставки  арендной платы на 2017 год.

Департамент уведомлением от 06.04.2017  № 33-6-70758/17-(0)-0 известил  общество о том, что рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента  дефлятора в 2017 году составляет 15 262 руб. 94 коп. за 1 кв. м в год.

Общество 02.08.2018 обратилось в департамент с заявлением о признании  за ним права на имущественную поддержку и перерасчете арендной платы.

Письмом от 29.08.2018  № ДГИ-149259/18-(0)-1 департамент, сославшись  на положения части 9 статьи 17.1 Закона  № 135-ФЗ, сообщил обществу о том,  что при заключении договора на новый срок размер арендной платы  определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта; ставка  арендной платы за период с 18.11.2015 по 31.12.2015 составляла 12 614 руб. 

за 1 кв. м в год, за период с 01.01.2016 по 15.03.2016 - 13 875 руб. 40 коп. 

за 1 кв. м в год, с 01.01.2017 - в размере 15 262 руб. 94 коп. за 1 кв. м в год;  указал, что поскольку на момент обращения общества в комиссию 

о предоставлении имущественной поддержки на 2017 год (от 13.12.2016) у него 


имелась задолженность по арендной плате в размере 825 557 руб. 81 коп. (в том  числе 75 838 руб. 09 коп. пеней), основания для установления льготной ставки  на 2017 год отсутствовали; предложил обществу оплатить образовавшуюся 

по состоянию на 02.08.2018 задолженность по договору в размере
7 790 878 руб. 28 коп. (в том числе 676 027 руб. 12 коп. пеней).

Департамент, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом в период  с 01.11.2015 по 30.04.2017 обязательства по уплате арендной платы, обратился  в арбитражный суд с первоначальным иском.

Общество, указывая на то, что оно как субъект малого  предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью 

до 300 кв. м, находящийся в имущественной казне города Москвы, 

по действующему договору, заключенному без проведения торгов, согласно  постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012  № 800-ПП «О мерах  имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства,  арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне  города Москвы» (далее – Постановление  № 800-ПП) имеет право на ставку  арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год в период с 18.11.2015 

по 31.12.2016 и 4500 руб. за 1 кв. м в год в период с 01.01.2017 по 31.12.2018,  предъявило встречный иск.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями  309, 310, 330, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации,  статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007  № 209-ФЗ «О развитии малого 

и среднего предпринимательства» (далее - Закон  № 209-ФЗ), Постановлением   № 800-ПП, разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011  № 73 

«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса  Российской Федерации о договоре аренды» в редакции постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013  № 13 

(далее – постановление Пленума  № 73), пришел к выводу о наличии оснований  для частичного удовлетворения первоначальных исковых требований 

и удовлетворения встречного иска.

Суд исходил из следующего: в соответствии с Законом  № 209-ФЗ  органами государственной власти и местного самоуправления субъектам  малого и среднего предпринимательства оказывается имущественная  поддержка в виде передачи во владение государственного и муниципального  имущества на льготных условиях, которые определяются уполномоченными  органами; Правительство Москвы Постановлением  № 800-ПП определило  основания предоставления указанным субъектам имущественной поддержи 

в виде установления льготной ставки арендной платы; согласно пункту 1.1  Постановления  № 800-ПП с 01.01.2014 субъектам малого  предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью 

до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, 

по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, 


предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной  платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год, а с 01.01.2017 - в размере 4500 руб. 

за 1 кв. м в год; поскольку действующая редакция указанного постановления  не содержит требований о представлении в Межведомственную комиссию  заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту  имущественной поддержки, а также о принятии комиссией решения 

о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки  арендной платы, последняя должна применяться арендодателем  (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города  Москвы) автоматически; департамент не представил доказательств,  подтверждающих, что арендатор в спорный период не соответствовал  критериям, установленным для применения льготной ставки; общество 

как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда  площадью до 300 кв. м, имеет право на имущественную поддержку 

в виде предоставления льготной ставки арендной платы на период с 18.11.2015  по 31.12.2016 и с 01.01.2017 по 31.12.2018; обществом в 2015 году  осуществлена переплата арендной платы по договору, с учетом которой у него  отсутствует задолженность за 2016 год; так как общество не подтвердило факт  внесения арендной платы за период с 01.01.2017 по 30.04.2017, с него надлежит  взыскать 86 987 руб. задолженности и 21 450 руб. пеней.

Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции  неправильно применил нормы материального права, отменил решение 

от 11.04.2019 и принял новый судебный акт об удовлетворении  первоначальных исковых требований и отказе в удовлетворении встречного  иска.

Апелляционный суд сделал следующие выводы: определенная пунктом 1.1  Постановления  № 800-ПП ставка арендной платы в размере 3500 руб. может  быть установлена в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного  постановления при условии представления в Межведомственную комиссию  отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения 

о наличии оснований для предоставления субъекту малого  предпринимательства имущественной поддержки и принятия указанной  комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде  установления льготной ставки; при наличии заключенного сторонами  дополнительного соглашения от 18.11.2015, которым установлена рыночная  ставка арендной платы, не оспоренная обществом, имущественная поддержка  может предоставляться последнему только в порядке, предусмотренном  пунктом 2.1 Постановления  № 800-ПП, то есть по решению Межведомственной  комиссии, принимаемому на основании заключения отраслевого органа  исполнительной власти города Москвы; общество обращалось 

в Межведомственную комиссию с заявлениями о предоставлении льготной  ставки арендной платы на 2016 и 2017 годы, вместе с тем, учитывая, 

что письмом от 29.08.2018  № ДГИ-149259/18-(0)-1 департамент уведомил  общество о размере ставок арендной платы за периоды с 18.11.2015 

по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 15.03.2016, с 01.01.2017 и наличии у последнего 


задолженности, у арендодателя не имелось оснований для применения 

к арендатору льготной ставки арендной платы.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

Выражая несогласие с выводами апелляционного и окружного судов,  общество в числе прочих доводов указывает на следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП в редакции,  действовавшей на момент заключения сторонами дополнительного соглашения  от 18.11.2015, субъекты малого предпринимательства, арендующие объекты  нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне  города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным 

без проведения торгов, пользуются имущественной поддержкой в виде  установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год.

По состоянию на 18.11.2015 (дату заключения дополнительного  соглашения) обществу решением Межведомственной комиссии была назначена  минимальная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год,  действие которой прекратилось 31.12.2016.

Согласно пункту 1.1 Постановления  № 800-ПП в редакции постановления  Правительства Москвы от 02.12.2016  № 812-ПП субъектам малого  предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью 

до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы,  по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, 

с 01.01.2017 установлена арендная плата в размере 4500 руб. за кв. м в год.

При этом Постановлением  № 800-ПП не предусмотрена необходимость  обращения субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты  нежилого фонда площадью до 300 кв. м, в Межведомственную комиссию 

для получения имущественной поддержки в виде установления ставки  арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 20 постановления Пленума   № 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального  имущества указали, что размер арендной платы или иное условие  корректируется при изменении указанных актов публично-правового  образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит  автоматически и не требует изменения договора аренды.

В соответствии с условиями договора и дополнительного соглашения  к нему размер арендной платы определяется на основании действующих  в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться  в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления  о том, что такое изменение произошло.

Тем самым, признание за обществом права на применение льготной ставки  арендной платы в соответствии с пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП 

не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку  действует автоматически и устанавливается департаментом в одностороннем  порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного  правового акта.


Заключение сторонами дополнительного соглашения 18.11.2015  не является основанием для лишения общества имущественной поддержки 

в виде установления льготной ставки арендной платы в соответствии  с Постановлением  № 800-ПП.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, 

что общество в спорный период перестало отвечать критериям, установленным  для применения льготной ставки, отказ в предоставлении ему имущественной  поддержки нельзя признать правомерным.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают  внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать 

для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда  Российской Федерации

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Вятич-Т» передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной  жалобы на 08 декабря 2020 года на 12 часов 00 минут в помещении суда 

по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С. Чучунова