ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-38087/2015 от 22.07.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-ЭС16-4427

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 21 июля 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив  с материалами истребованного дела кассационную жалобу истца - общества  с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее – общество) на решение  Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2015, постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015, постановление  Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2016 по делу   № А40-50219/2015 

по иску общества к открытому акционерному обществу "Вагонно- ремонтная компания-2" (далее – ремонтная компания) о взыскании убытков, 

установил:

как следует из судебных актов и материалов дела, между истцом (заказчиком) и  ответчиком (подрядчиком) заключены договоры от 01.07.2011 № 51Д и от  01.05.2013 № 70-Д, в соответствии с которыми заказчик поручил подрядчику  выполнить плановые виды ремонта вагонов общества и обязался оплатить эти  работы, а подрядчик принял на себя обязательства осуществить указанный  ремонт, гарантировав качество выполненной работы до проведения  следующего планового вида ремонта. 

В договоре стороны согласовали, что отказ вагона или его составной  части признается гарантийным случаем на основании расследования,  проведенного с участием представителя подрядчика и оформлением акта  формы ВУ-41М с необходимыми приложениями, подтверждающими вину  подрядчика (уведомление на ремонт грузового вагона, уведомление о приемке  вагона из ремонта, плана расследования причин грения буксового узла,  донесения об обрывке автосцепки) (пункт 6.1). 


По условиям договора при обнаружении технологических дефектов в  течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации вагонов  вследствие некачественно выполненного ремонта, для устранения дефектов  грузовые вагоны могли отправляться организации, выполняющие ремонт  вагонов (пункт 6.2). 

Расходы, понесенные обществом на устранение дефектов, ремонтная  компания обязалась возместить обществу при предъявлении согласованных в  договоре документов (пункты 6.3-6.5). 

Ответчик произвел ремонт грузовых вагонов и передал их обществу.

В период эксплуатации вагонов в течение гарантийного срока на  выполненные работы были выявлены дефекты планового ремонта, которые  устранены третьими лицами в ходе текущего ремонта за счет общества. 

Общество потребовало у ремонтной компании возместить расходы на  устранение дефектов в размере 699 679,52 руб. 

Отказ ремонтной компании явился поводом для обращения общества в  суд с иском по настоящему делу. По мнению общества, стоимость текущего  ремонта вагонов является его убытками и подлежит возмещению за счет  ответчика. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2015 в  удовлетворении исковых требований отказано. 

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от  25.09.2015 принят отказ истца от иска на сумму 199 416, 53 руб. Решение суда  первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска на сумму  199 416,53 руб. отменено, производство по делу в указанной части прекращено.  В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2015  оставлено без изменения. 

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2016  названные судебные акты оставлены в силе. 

Признавая заявленные требования необоснованными и неподлежащими  удовлетворению, суды исходили из того, что истцом не доказана вина  ответчика в обнаруженной неисправности вагонов, размер ущерба и причинно- следственная связь между действиями ответчика и понесенными убытками.  Судами отмечено, что ответчик не может нести ответственность за детали и  узлы, установленные другими лицами, или нести ответственность за работы,  которые выполняли другие лица. Поскольку детали представлялись самим  истцом, а не ответчиком, расходы по их ремонту являются расходами на  содержание имущества собственником в порядке статьи 210 Гражданского  кодекса Российской Федерации. 

Суды также указали, что, спорные вагоны отремонтированы в  соответствии с руководящими документами и признаны годными для  эксплуатации, что подтверждается уведомлениями о приемке грузовых вагонов  из ремонта вагонов, подписанными приемщиком вагонов ОАО «РЖД», а также  актами о выполненных работах (оказанных услугах) по договору,  подписанным, в том числе, представителем истца без каких-либо разногласий и  замечаний. Требуя в судебном порядке возмещения расходов на устранение 


недостатков, заказчик должен указать, какие именно работы были выполнены с  недостатками. 

Представленные истцом акты-рекламации (форма ВУ-41)  свидетельствуют лишь о наличии неисправности вагонов, но не подтверждают  факт неисправности по причине некачественного выполнения работ  ответчиком, в связи с чем не могут свидетельствовать о вине ремонтной  компании. 

Разрешая спор, суды руководствовались статьями 15, 393, 401, 702, 722,  пунктом 4 статьи 723,пунктом 3 статьи 724, статьей 1064 Гражданского кодекса  Российской Федерации, статьями 20, 114 Устава железнодорожного транспорта  Российской Федерации, приложением № 5 к Правилам технической  эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом  Минтранса России от 21.12.2010 № 286, пунктами 2.4, 15 Руководства по  текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС  России от 02.09.1997 г. N РД32ЦВ-056-97, пунктами 12.1, 15.27 Правил  технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации,  утвержденных МПС России 26.05.2000 № ЦРБ-756. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суда Российской  Федерации, общество, ссылаясь на нарушения норм права о свободе договора и  гарантийных обязательствах подрядчика, потребовало отменить судебные акты  и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Общество полагает, что понесенные им убытки находятся в прямой  причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением ответчиком  принятых по договору обязательств в части выполнения качественного ремонта  вагонов. Некачественный плановый ремонт повлек необходимость текущего  отцепочного ремонта по обязательствам, возникшим у ответчика согласно  договору. Если бы не была проведена отцепка вагонов по вине ответчика, то у  истца не возникли бы расходы на их ремонт. 

Условиями спорного договора, определяющими гарантийные  обязательства подрядчика, предусмотрено, что отказ вагона или его составной  части признается гарантийным случаем на основании расследования,  проведенного с участием подрядчика и оформлением акта формы ВУ-41М с  необходимыми приложениями, подтверждающими вину подрядчика.  Указанные документы представлены в дело, содержат конкретные причины  неисправностей со ссылкой на соответствующие нормативные документы и  указание виновного лица, и, по мнению заявителя, подтверждают факт  причинения истцу заявленных убытков. 

Общество отмечает, что упомянутые акты-рекламации являются  документами установленной формы, порядок составления и оформления  которых содержится в Регламенте расследования причин отцепки грузового  вагона и ведения рекламационной работы. Представленные в дело акты формы  ВУ-41М ответчиком не обжаловались. Не имеется доказательств нарушений,  допущенных при расследовании причин отцепки вагонов. 

В жалобе также указано, что по 11 вагонам ответчик возражения не  высказал, следовательно у судов не было оснований отказывать в иске в данной 


части. По 8 вагонам расчет убытков составлен за вычетом стоимости  забракованной детали. Расчет размера убытков судами не оценивался. 

Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм, которые  повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление  и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита  охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Приведенные  доводы кассационных жалоб заслуживают внимания и требуют проверки в  судебном заседании. 

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

определил:

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Трансойл» с делом № А40-50219/2015 Арбитражного суда города Москвы  передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной  жалобы на 18 августа 2016 года на 15 часов 20 минут в помещении суда по  адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5). 

Судья С.В. Самуйлов