ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-42299/19 от 24.09.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-ЭС20-7258

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва24 сентября 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Производственно- коммерческого общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис»  (Москва) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от  18.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от  12.02.2020 по делу  № А40-159396/2018,

у с т а н о в и л:

Производственно-коммерческое общество с ограниченной  ответственностью «Стройсервис» (далее – Общество) обратилось в  Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 

АПК РФ), к Департаменту городского имущества города Москвы (далее –  Департамент) о признании за истцом права на имущественную поддержку как  субъекта малого предпринимательства в виде установления льготной ставки  арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м арендуемой площади в год на  период с 15.10.2015 по 31.12.2016 и в размере 4500 руб. за 1 кв.м арендуемой  площади в год на период с 01.01.2017 по 01.07.2018 в отношении нежилого  помещения площадью 133,6 кв.м, расположенного по адресу: Москва,  Тамбовская ул., д. 3/13, переданного Обществу в аренду по договору от  17.12.2003  № 06-01030/3; о взыскании 2 033 576 руб. 18 коп. неосновательного  обогащения в виде излишне внесенной арендной платы, 211 336 руб. 82 коп.  процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 


19.02.2016 по 01.07.2018 с их дальнейшим начислением до фактической уплаты  долга.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено  Правительство Москвы.

Арбитражный суд города Москвы решением от 31.05.2019 удовлетворил  иск Общества.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.10.2019,  оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского  округа от 12.02.2020, отменил решение от 31.05.2019 и отказал Обществу в  иске.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и  кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит  пересмотреть в кассационном порядке постановления апелляционного и  окружного судов.

Дело 19.05.2020 истребовано из Арбитражного суда города Москвы.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11

АПК РФ кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для  передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент  (арендодатель) и Общество (арендатор) 17.12.2003 заключили договор аренды  нежилого помещения площадью 133,6 кв.м, расположенного по адресу:  Москва, Тамбовская ул., д. 3/13, для использования под офис на срок до  13.11.2008.

Договор зарегистрирован в установленном порядке.

В пункте 6.1 договора указано, что размер арендной платы определяется  расчетом, который является неотъемлемой частью договора. Согласно  приложенному к договору расчету арендная плата определена по формуле,  учитывающей рыночную стоимость 1 кв.м помещения, перемноженную на  значения различных коэффициентов (доходности, вида деятельности и  других). 

В соответствии с пунктом 6.6 договора в случае принятия  Правительством Москвы решения о централизованном изменении ставки  арендной платы данная ставка считается измененной в одностороннем порядке; 


Департамент уведомлением извещает арендатора о том, что такое изменение  произошло, с указанием нормативного акта и нового установленного размера  арендной платы.

До октября 2015 года арендодатель предоставлял Обществу как субъекту  малого предпринимательства, арендующему объект нежилого фонда,  находящийся в имущественной казне города Москвы, площадью менее 

 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого  предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в  имущественной казне города Москвы» (далее - Постановление  № 800-ПП).

Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон  № 135-ФЗ)  15.10.2015 заключили дополнительное соглашение к договору аренды от  17.12.2003, которым продлили срок его действия до 01.07.2025, изменили  несколько условий и дополнили договор новыми пунктами.

В пункте 2 дополнительного соглашения с 15.10.2015 установлена ставка  арендной платы за 1 кв.м в год, равная 8311 руб. без учета налога на  добавленную стоимость, определенная по результатам оценки рыночной  стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды.

В случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка  арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем  порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о  том, что такое изменение произошло (пункт 3 дополнительного соглашения).

Соглашение прошло государственную регистрацию.

Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении на  2016 год имущественной поддержи по договору аренды от 17.12.2003 в виде  установления ему как субъекту малого предпринимательства, арендующему  помещение площадью 133,6 кв.м, ставки арендной платы в размере 3500 руб. за  1 кв.м на основании пункта 1.1. Постановления  № 800-ПП.

Данное заявление получено Департаментом 25.10.2016, однако до  настоящего времени не рассмотрено.

Департамент направил Обществу уведомление от 08.04.2016 о ставке  арендной платы на 2016 год в размере 9142 руб. 10 коп. за 1 кв.м (рыночная  ставка с учетом коэффициента-дефлятора) и уведомление от 19.12.2016 о  ставке арендной платы на 2017 год в размере 10 056 руб. 31 коп. за 1 кв.м  (рыночная ставка с учетом коэффициента-дефлятора).

Общество, указывая на то, что как субъект малого предпринимательства,  арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящийся в  имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды,  заключенному без проведения торгов, с 15.10.2015 имеет право на ставку  арендной платы, установленную пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП,  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании за ним права на  имущественную поддержку в виде установления на период с 15.10.2015 по  31.12.2016 льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м 


арендуемой площади в год, с 01.01.2017 по 01.07.2018 в размере 4500 руб. за 

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71

АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  статьями 395, 421, 422, 424, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской  Федерации, Постановлением  № 800-ПП, приложением  № 1 к постановлению  Правительства Москвы от 01.03.2013  № 424-ПП «О создании  Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки  субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты  Правительства Москвы», разъяснениям, приведенным в пункте 20  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 17.11.2011  № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил  Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в редакции  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 25.01.2013  № 13 (далее – постановление Пленума  № 73), пришел к выводу об  обоснованности требований Общества, признал за ним право на  имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в размере  3500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период с 15.10.2015 по  31.12.2016 и в размере 4500 руб. за 1 кв. м арендуемой площади в год на период  с 01.01.2017 по 01.07.2018, взыскал с Департамента 2 033 576 руб. 18 коп.  неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы,  349 118 руб. 57 коп. процентов за период с 19.02.2016 по 24.05.2019 с их  дальнейшим начислением на сумму неосновательного обогащения до  фактического погашения долга исходя из ключевой ставки Банка России,  действовавшей в соответствующие периоды.

Суд исходил из следующего.

Правительство Москвы Постановлением  № 800-ПП определило  основания предоставления субъектам малого предпринимательства  имущественной поддержи в виде установления льготной ставки арендной  платы. Согласно действовавшей на момент заключения сторонами  дополнительного соглашения от 15.10.2015 редакции пункта 1.1 Постановления   № 800-ПП субъекты малого предпринимательства, арендующие объекты  нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне  города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без  проведения торгов, пользуются имущественной поддержкой в виде  установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м в год без  обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению  имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства  отраслевым органом исполнительной власти города Москвы (далее –  Межведомственная комиссия). При этом Общество, реализуя предоставленное  как субъекту малого предпринимательства право на имущественную  поддержку, обратилось в Департамент с заявлением о рассмотрении вопроса о 


предоставлении имущественной поддержки на 2016 год в виде установления  минимальной ставки арендной платы. 

Пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП с 01.01.2017 субъектам малого  предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до  300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по  действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов,  установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м в год.

Поскольку действующая с 01.01.2017 редакция Постановления

 № 800-ПП не содержит требования в целях получения указанной льготы  представления в Межведомственную комиссию заключения о наличии  оснований для предоставления субъекту, арендующему нежилой фонд  площадью до 300 кв.м, имущественной поддержки, а также принятия  комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде  установления данной ставки арендной платы, такая ставка должна применяться  арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в  имущественной казне города Москвы) автоматически. Департамент не  представил доказательств, подтверждающих, что арендатор в спорный период  перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной  ставки (утратил статус субъекта малого предпринимательства либо превысил  лимит площади арендуемого объекта, нарушал условия договора аренды).

Таким образом, у Общества как субъекта малого предпринимательства,  арендующего объект нежилого фонда площадью до 300 кв.м, имеется право на  имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной  платы на период с 15.10.2015 по 31.12.2016 и с 01.01.2017 по 01.07.2018, а  поскольку Общество в спорный период внесло арендную плату в большем  размере, Департамент обязан возвратить Обществу излишне внесенную  арендную плату.

Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции  неправильно применил нормы материального права, отменил решение от  31.05.2019 и отказал Обществу в иске.

Апелляционный суд сделал следующие выводы: Общество, реализовав  свое право на перезаключение договора аренды помещения на новый срок без  проведения торгов по правилам части 9 статьи 17.1 Закона  № 135-ФЗ и  подписав дополнительное соглашение к спорному договору аренды, выразило  согласие на установление ставки арендной платы по результатам оценки  рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда и должно  исполнять данное условие договора, которое оно подписало без возражений;  льготная ставка арендной платы, предусмотренная пунктом 1 Постановления   № 800-ПП в редакции, действующей с 20.10.2015, устанавливается субъектам  малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную  комиссию и при наличии положительного решения данной комиссии  независимо от даты заключения договора аренды и дополнительных  соглашений к нему; Департамент не наделен правом принятия таких решений и  лишь уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений  Межведомственной комиссией; Общество не обращалось в Межведомственную 


комиссию с заявлением о предоставлении имущественной поддержки на 2015,  2016, 2017 и 2018 годы; в отсутствие решения Межведомственной комиссии не  имеется оснований для признания за Обществом права на имущественную  поддержу в виде установления льготной ставки, а также для удовлетворения  требований Общества о взыскании с Департамента неосновательного  обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что суды  апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела  неправильно применили нормы материального и процессуального права,  просит отменить постановления апелляционного и окружного судов и оставить  в силе решение суда первой инстанции.

В числе прочих доводов Общество указывает на следующее.

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП в редакции,  действовавшей на момент заключения сторонами дополнительного соглашения  от 15.10.2015 субъекты малого предпринимательства, арендующие объекты  нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне  города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без  проведения торгов, пользуются имущественной поддержкой в виде  установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год без  обращения в Межведомственную комиссию.

Согласно пункту 1.1 Постановления  № 800-ПП в редакции постановления  Правительства Москвы от 02.12.2016  № 812-ПП субъектам малого  предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до  300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по  действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов с  01.01.2017 установлена арендная плата в размере 4500 руб. за кв.м в год.

При этом Постановлением  № 800-ПП не предусмотрена необходимость  обращения субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты  нежилого фонда площадью до 300 кв.м, в Межведомственную комиссию для  получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной  платы в размере 4500 руб. за кв.м, поскольку абзац 2 пункта 1.1, введенный  постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015  № 678-ПП,  устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную  комиссию, утратил силу с 01.01.2017.

Согласно разъяснением, приведенным в пункте 20 постановления  Пленума  № 73, если стороны в договоре аренды государственного или  муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное  условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового  образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит  автоматически и не требует изменения договора аренды.

В соответствии с условиями договора аренды и дополнительного  соглашения к нему размер арендной платы определяется на основании  действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может 


изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем  уведомления о том, что такое изменение произошло.

Департамент решением от 31.12.2014 предоставил Обществу  имущественную поддержку как субъекту малого предпринимательства ввиду  соответствия его критериям, установленным Постановлением  № 800-ПП.

Условия договора аренды и дополнительного соглашения от 15.10.2015 в  части корректировки размера арендной платы при изменении нормативных  правовых актов Москвы, решение Департамента о предоставлении  имущественной поддержки не пересматривались и продолжают действовать,  следовательно, признание за Обществом права на применение льготной ставки  арендной платы в соответствии с пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП не  требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует  автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с  момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

Кроме того, суды не учли, что Общество в 2016 году обращалось с  заявлением в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления  имущественной поддержки в виде установления минимальной ставки арендной  платы, однако данное заявление не рассмотрено. В связи с этим Общество  обратилось в суд, избрав такой способ защиты как признание права на  получение мер имущественной поддержки, предусмотренной  законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Приведенные в жалобе Общества доводы о существенном нарушении  судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и  процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела,  заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу Производственно-коммерческого общества с ограниченной  ответственностью «Стройсервис» передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 22 октября 2020 года на 10 часов 00 минут в помещении суда по  адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева