ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-46618/18 от 17.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   № 305-ЭС19-4541

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва17 июня 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив 

по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Строительное управление-820» в лице  конкурсного управляющего ФИО1 на решение  Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2018, постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2019 по делу 

 № А40-27291/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью 

«Строительное управление-820» (далее - заявитель, общество) к Федеральной  антимонопольной службе (далее – ФАС России, антимонопольный орган) 

о признании незаконным решения от 24.01.2018  № А40-18/44/104/10 о  включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения  контракта, сроком на 2 года,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального  казенного учреждения Управление федеральных автомобильных дорог  «Южный Урал» Федерального дорожного агентства (далее – учреждение,  заказчик), участников общества ФИО2 и ФИО3,

установил:

между учреждением (заказчик) и обществом (победитель электронного  аукциона, подрядчик) заключен государственный контракт на строительство и  реконструкцию автомобильной дороги.


Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2017 города по  делу  № А40-167926/15 общество признано несостоятельным (банкротом) и в  отношении должника открыто конкурсное производство.

В связи с признанием несостоятельным (банкротом) общество прекратило  исполнять обязательства по государственному контракту.

Неисполнение обязательств по контракту послужило основанием для  принятия заказчиком 04.12.2017 решения об одностороннем отказе от  исполнения контракта и направления в антимонопольный орган обращения о  включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных  поставщиков.

Решением ФАС России сведения, представленные в отношении общества,  включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Считая решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного  апелляционного суда от 01.11.2018 и постановлением Арбитражного суда  Московского округа от 18.02.2019, в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Признавая решение антимонопольного органа законным, суды трех  инстанций, руководствуясь положениями статей 95, 104 Федерального закона  от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходили из  соблюдения заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения  государственного контракта и наличия у антимонопольного органа правовых  оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в  отношении общества, которым допущено ненадлежащее исполнение  обязательств по контракту.

При этом суды отметили, что Арбитражным судом Челябинской области  в рамках дела  № А76-29260/2017 оставлены без удовлетворения требования  общества об оспаривании одностороннего отказа заказчика от исполнения  контракта. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество  обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой,  в которой ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на существенное нарушение  норм материального и процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации).

Выражая несогласие с выводами судов, заявитель ссылается на то, что  13.06.2017 собранием кредиторов общества принято решение о прекращении  хозяйственной деятельности должника.


Конкурсный управляющий общества письмом от 13.06.2017  № 180

заявил об отказе от исполнения государственного контракта на основании  пункта 2 статьи 102, пункта 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002   № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2018 по  делу  № А76-29260/2017 в удовлетворении требования заказчика о признании  недействительным и отмене отказа общества от исполнения государственного  контракта отказано. 

Основанием для такого вывода суда в рамках данного дела послужило  признание общества несостоятельным (банкротом) и наличие в связи с этим у  конкурсного управляющего права на отказ от исполнения государственного  контракта, предусмотренного пунктами 1 и 2 статьи 102, пунктом 3 статьи 129  Закона о банкротстве. При этом порядок отказа конкурсного управляющего от  исполнения сделки признан судом соблюденным.

При таких обстоятельствах общество полагает, что у заказчика  отсутствовали основания для принятия решения об одностороннем отказе от  исполнения контракта. Незаконность такого отказа подтверждена вступившим  в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.12.2018 по делу  № А76-8649/2018, которым  решение заказчика от 04.12.2017 признано недействительным.

Учитывая, что правомерность одностороннего отказа конкурсного  управляющего от исполнения контракта установлена судебными актами по  двум делам -  № А76-29260/2017 и  № А76-8649/2018, по мнению заявителя, у  судебных инстанций не имелось правовых оснований для вывода о соблюдении  заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта и  включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, в  действиях которого отсутствует недобросовестность.

Указанные доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную  жалобу общества следует передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определил:

передать кассационную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Строительное управление-820» в лице конкурсного  управляющего ФИО1 с делом для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова