ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 305-ЭС19-4541
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва17 июня 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив
по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-820» в лице конкурсного управляющего ФИО1 на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2019 по делу
№ А40-27291/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Строительное управление-820» (далее - заявитель, общество) к Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России, антимонопольный орган)
о признании незаконным решения от 24.01.2018 № А40-18/44/104/10 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, сроком на 2 года,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального казенного учреждения Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства (далее – учреждение, заказчик), участников общества ФИО2 и ФИО3,
установил:
между учреждением (заказчик) и обществом (победитель электронного аукциона, подрядчик) заключен государственный контракт на строительство и реконструкцию автомобильной дороги.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2017 города по делу № А40-167926/15 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство.
В связи с признанием несостоятельным (банкротом) общество прекратило исполнять обязательства по государственному контракту.
Неисполнение обязательств по контракту послужило основанием для принятия заказчиком 04.12.2017 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и направления в антимонопольный орган обращения о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением ФАС России сведения, представленные в отношении общества, включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Считая решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Признавая решение антимонопольного органа законным, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходили из соблюдения заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и наличия у антимонопольного органа правовых оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, которым допущено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
При этом суды отметили, что Арбитражным судом Челябинской области в рамках дела № А76-29260/2017 оставлены без удовлетворения требования общества об оспаривании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выражая несогласие с выводами судов, заявитель ссылается на то, что 13.06.2017 собранием кредиторов общества принято решение о прекращении хозяйственной деятельности должника.
Конкурсный управляющий общества письмом от 13.06.2017 № 180
заявил об отказе от исполнения государственного контракта на основании пункта 2 статьи 102, пункта 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2018 по делу № А76-29260/2017 в удовлетворении требования заказчика о признании недействительным и отмене отказа общества от исполнения государственного контракта отказано.
Основанием для такого вывода суда в рамках данного дела послужило признание общества несостоятельным (банкротом) и наличие в связи с этим у конкурсного управляющего права на отказ от исполнения государственного контракта, предусмотренного пунктами 1 и 2 статьи 102, пунктом 3 статьи 129 Закона о банкротстве. При этом порядок отказа конкурсного управляющего от исполнения сделки признан судом соблюденным.
При таких обстоятельствах общество полагает, что у заказчика отсутствовали основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Незаконность такого отказа подтверждена вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу № А76-8649/2018, которым решение заказчика от 04.12.2017 признано недействительным.
Учитывая, что правомерность одностороннего отказа конкурсного управляющего от исполнения контракта установлена судебными актами по двум делам - № А76-29260/2017 и № А76-8649/2018, по мнению заявителя, у судебных инстанций не имелось правовых оснований для вывода о соблюдении заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, в действиях которого отсутствует недобросовестность.
Указанные доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу общества следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
передать кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-820» в лице конкурсного управляющего ФИО1 с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова