ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-47046/2014 от 22.07.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-ЭС15-7442

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 22.07.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.В. Павлова, изучив  кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее –  Минфин России, заявитель) на решение Арбитражного суда города Москвы  от 12.09.2014 по делу № А40-69897/14, постановление Девятого арбитражного  апелляционного суда от 27.11.2014 и постановление Арбитражного суда  Московского округа от 17.04.2015 по тому же делу по иску открытого  акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее –  общество) к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании  убытков, 

УСТАНОВИЛ:

общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском 

о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны  Российской Федерации убытков в сумме 164 084 рубля 40 копеек в счет  возмещения расходов за оказание в 2013 году услуг по перевозке граждан,  пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным 


транспортом, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ  «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Соглашением  о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников  Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним,  от 12.03.1993, подписанным в том числе Российской Федерацией (далее –  Соглашение от 12.09.1993). 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.09.2014, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда  от 27.11.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа  от 17.04.2015, иск удовлетворен. 

Минфин России, ссылаясь на существенное нарушение оспариваемыми  судебными актами его прав и законных интересов в результате неправильно  толкования и применения арбитражными судами норм материального  и процессуального права, приводя в обоснование своей жалобы основной довод  о том, что Соглашение от 12.09.1993 не распространяет свое действие  на международные перевозки, обратился в Верховный Суд Российской  Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов  в кассационном порядке. 

Согласно пункту 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – Кодекс) судья Верховного Суда Российской  Федерации по результатам изучения кассационной жалобы выносит  определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также  если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. 

При изучении доводов заявителя и принятых по делу судебных актов  таких оснований для передачи упомянутой жалобы для рассмотрения 


в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003   № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» потери  в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате  установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате  на железнодорожном транспорте общего пользования на основании  федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской  Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном  объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной  системы Российской Федерации. 

С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона  от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты  Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием  Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» натуральные льготы по оплате проезда  на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования,  предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании  Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами. 

В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот  инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также для лиц,  приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем  сообщении в соответствии с действующим международным договором. 

Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан,  Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан,  Украина) 12.03.1993 заключено Соглашение о взаимном признании прав 


на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной  войны, 

а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его  подписания и действует по настоящее время с учетом Протокола от 22.11.2007  о внесении изменений в Соглашение. 

Согласно статье 6 Соглашения от 12.03.1993 транспортные организации  обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных  в Соглашении, независимо от места их проживания. 

В силу пункта 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – Гражданский кодекс) в случае, если международным договором  Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые  предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила  международного договора. 

В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот  указанным категориям граждан у истца образовались убытки. 

Учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение  от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном  транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя  обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет  средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила,  доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на  компенсацию указанных льгот Минфином России не представлено, суды  пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации  в лице Минфина России за счет казны убытков в требуемой сумме. 

При принятии судебных актов суды руководствовались положениями  статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса, статьей 158 Бюджетного  кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003   № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1249  «О мерах по реализации федерального закона «О Федеральном бюджете 


на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Правилами перевозок  пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном  транспорте, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от  26.07.2002 № 30, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения  арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». 

Доводы Минфина России, изложенные в жалобе, об отсутствии оснований  для компенсации льготного проезда, а также об отсутствии оснований для  гражданско-правовой ответственности Российской Федерации с учетом норм  международного договора и установленных фактических обстоятельств,  выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и норм процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке. 

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Министерству финансов Российской Федерации в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В. Павлова