ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-47924/18 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС19-14463

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва10 сентября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы  – Центра организации дорожного движения Правительства Москвы 

от 16.07.2019  № 01-02-5728/8 и Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры города Москвы на решение Арбитражного суда  города Москвы от 20.08.2018 по делу  № А40-102463/2018, на постановление  Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2019 по тому же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евразия XXI»  (далее – общество) к Департаменту развития новых территорий города Москвы  (далее – департамент развития), Департаменту транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры города Москвы (далее – департамент  транспорта) о признании незаконными уведомления департамента развития от  24.01.2018  № ДРНТ-2-286/8 и пунктов 6.8 и 6.8.1 протокола заседания  Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов введения временных  ограничений или прекращения движения транспортных средств на улично- дорожной сети города Москвы и проектов организации дорожного движения  (далее – комиссия) от 17.11.2017  № 17-49-45/7,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно  предмета спора: Государственное казенное учреждение города Москвы – Центр  организации дорожного движения Правительства Москвы (далее –  учреждение),

установила:


решением Арбитражного суда города Москвы от 20.08.2018, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 

от 10.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа

от 16.05.2019, требования удовлетворены в части признания незаконными  пунктов 6.8, 6.8.1 протокола заседания комиссии от 17.11.2017  № 17-49-45/7. В  части требования о признании незаконным уведомления департамента развития  от 24.01.2018  № ДРНТ-2-286/8 производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, департамент транспорта и учреждение просят отменить принятые  судебные акты, указывая на нарушение норм материального права,  несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалоб отсутствуют.

Судами установлено, что оспариваемыми пунктами протокола комиссии  согласовано закрытие подъезда с МКАД к объекту, принадлежащему обществу

 – нежилому зданию пл. 592,4 кв. м, расположенному по адресу:
<...> км, д. 6.

Оспариваемым уведомлением обществу сообщили о закрытии с 15.01.2018  существующего въезда-выезда с основного хода МКАД (23 км, внутренняя  сторона).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Прекращая производство по делу в части требования о признании  недействительным уведомления от 24.01.2018  № ДРНТ-2-286/8, суды указали,  что указанное письмо носит информационный характер, не ограничивает  каким-либо образом права заявителя.


Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами  доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических  обстоятельств дела, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса,  положениями Федерального закона от 10.12.1995  № 196-ФЗ «О безопасности  дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007  № 257-ФЗ «Об  автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и  о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее – Закон  № 257-ФЗ), Положением о Департаменте  транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,  утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011  № 32-ПП,  Постановлением Правительства Москвы от 09.12.2014  № 723-ПП «О порядке  введения временных ограничения или прекращения движения транспортных  средств на улично-дорожной сети города Москвы», суды пришли к выводу о  наличии оснований для признания незаконными пунктов 6.8., 6.8.1 протокола  комиссии.

Суды, проанализировав положения Закона  № 257-ФЗ, сделали вывод о том,  что на владельца объекта дорожного сервиса возложена обязанность по  строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию  подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных  средств, а также переходно-скоростных полос. При этом подъезды и съезды к  автомобильной дороге должны быть оборудованы переходно-скоростными  полосами в случае примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной  дороге.

Между тем суды установили, что спорное здание, принадлежащее  обществу, не относится к объектам дорожного сервиса в силу пункта 13 статьи  3 Закона  № 257-ФЗ, не расположено в пределах полосы отвода автомобильной  дороги, в связи с чем на него не распространяются правила, обусловленные  размещением такого объекта именно в полосе отвода автомобильной дороги.

При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что в данном  случае отсутствует установленная законом необходимость оборудования  переходно-скоростных полос для подъезда к спорному строению. Так же  судами указано на то, что спорное решение комиссии влечет прекращение  предпринимательской деятельности общества. Доказательств того, что  возможен альтернативный подъезд к зданию, судам не представлено.

Довод департамента транспорта о том, что протокол комиссии не  затрагивает права общества в сфере экономической деятельности, судами  отклонен, поскольку перекрытие подъезда с МКАД при отсутствии  альтернативных подъездов, нарушает гарантированное статьями 34 и 35 


Конституции Российской Федерации право собственности и право на  осуществление предпринимательской деятельности, лишая общество права  использовать принадлежащее ему недвижимое имущество по своему  усмотрению.

При этом суды, указали, учитывая полномочия комиссии, указали, что ее  решение о согласовании закрытия подъезда со МКАД имеет признаки властно- распорядительного характера, является обязательным для последующего  исполнения, в связи с чем подлежит обжалованию в суде.

Приведенные в кассационных жалобах доводы не подтверждают  существенных нарушений норм материального и процессуального права,  повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения судов нижестоящих  инстанций, по сути, сводятся к несогласию заявителей с выводами судов, что не  может служить основанием для передачи жалоб на рассмотрение в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Государственному казенному учреждению города Москвы –  Центру организации дорожного движения Правительства Москвы и 

Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры  города Москвы в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации