ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-50835/19 от 21.10.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 № 305-ЭС20-6014

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21 октября 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная фирма «Надежда-Е»  (Москва) на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от  10.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от  23.01.2020 по делу  № А40-71719/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная  фирма «Надежда-Е» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города  Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее  – Департамент) о признании за истцом - субъектом малого  предпринимательства права на имущественную поддержку в виде установления  льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м арендуемой  площади в год на период с 14.03.2016 по 31.12.2016 и в размере 4500 руб. за 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено  Правительство Москвы.

Арбитражный суд города Москвы решением от 29.07.2019 удовлетворил  иск.

Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.10.2019,  оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского 


округа от 23.01.2020, отменил решение от 29.07.2019 и отказал Обществу в  иске.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами апелляционной и  кассационной инстанций норм материального и процессуального права, просит  пересмотреть в кассационном порядке постановления апелляционного и  окружного судов.

Дело 19.05.2020 истребовано из Арбитражного суда города Москвы.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 

АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие  существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья  Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для  передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Департамент  (арендодатель) и Общество (арендатор) 24.09.2003 заключили договор аренды  нежилого помещения площадью 143,6 кв.м, расположенного по адресу:  Москва, Федеративный проспект, д. 48, корп. 1, для использования под  прорабские помещения и контору (строительная деятельность) на срок до  02.07.2008.

Договор зарегистрирован в установленном порядке.

В пункте 6.1 договора указано, что размер арендной платы  устанавливается дополнительным соглашением «расчет головой арендной  платы объекта», который составляется в соответствии с правовыми актами  города Москвы, действует в течение указанного в нем периода; при изменении  условий оплаты аренды оформляется новое дополнительное соглашение.

Пунктом 6.6 договора предусмотрено, что в случае принятия Мэром  Москвы, Правительством Москвы или Департаментом решения о  централизованном изменении ставки арендной платы, данная ставка считается  измененной в одностороннем порядке; Департамент уведомлением извещает  арендатора о том, что такое изменение произошло, с указанием нормативного  акта и нового установленного размера арендной платы; такая процедура может  производиться не более одного раза в год.

До марта 2016 года арендодатель предоставлял Обществу как субъекту  малого предпринимательства, арендующему объект нежилого фонда,  находящийся в имущественной казне города Москвы площадью менее 


3500 руб. за 1 кв.м, установленную постановлением Правительства Москвы от  25.12.2012  № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого  предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в  имущественной казне города Москвы» (далее - Постановление  № 800-ПП).

Стороны на основании частей 9 и 10 статьи 17.1 Федерального закона от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон  № 135-ФЗ)  14.03.2016 заключили дополнительное соглашение к договору аренды от  24.09.2003, которым продлили срок его действия до 03.07.2023, изменили  несколько условий и дополнили договор новыми пунктами.

В пункте 2 дополнительного соглашения с 14.03.2016 установлена ставка  арендной платы за 1 кв. м в год, равная 8163 руб. без учета налога на  добавленную стоимость, определенная по результатам оценки рыночной  стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях аренды.

Согласно пункту 5.2 дополнительного соглашения при изменении  условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается  измененной арендодателем в одностороннем порядке; в этом случае  арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение  произошло.

Соглашение прошло государственную регистрацию.

Общество, вносившее в 2016 году арендную плату в размере 3500 руб. за  1 кв.м в год, 02.12.2016 обратилось в Межведомственную комиссию по  предоставлению имущественной поддержки субъектам малого  предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города  Москвы (далее – Межведомственная комиссия) с заявлением о предоставлении  имущественной поддержи по договору аренды от 24.09.2003 в виде  установления ему как субъекту малого предпринимательства ставки арендной  платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м на основании пункта 1 Постановления 

 № 800-ПП.

Департамент 29.12.2016 сообщил Обществу о наличии у него на момент  обращения в Межведомственную комиссию задолженности по арендной плате,  рассчитанной исходя из рыночного размера, указанного в дополнительном  соглашении, и о возвращении Межведомственной комиссии к рассмотрению  вопроса по предоставлению Обществу имущественной поддержки на 2017 год  после полного погашения задолженности.

После погашения Обществом задолженности по арендной плате,  начисленной на основании ставки арендной платы, установленной  дополнительным соглашением от 14.03.2016, Межведомственная комиссия с  учетом отрицательного заключения Департамента науки, промышленной  политики и предпринимательства города Москвы отказала Обществу в  установлении льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м в  год.

Общество 12.12.2017 обратилось в Межведомственную комиссию с  заявлением о предоставлении на 2018 год имущественной поддержи по  договору аренды от 24.09.2003 в связи с осуществлением субъектом малого 


предпринимательства вида деятельности, указанного в Постановлении 

 № 800-ПП – производство, в том числе ремесленничество.

Департамент письмом от 28.12.2017 уведомил Общество о том, что  вопрос о предоставлении имущественной поддержки будет рассмотрен на  заседании Межведомственной комиссии после получения заключений  отраслевых органов.

Общество, указывая на то, что оно как субъект малого  предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 

Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71

АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  Постановлением  № 800-ПП, разъяснениям, приведенным в пункте 20  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 17.11.2011  № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил  Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в редакции  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 25.01.2013  № 13 (далее – постановление Пленума  № 73), пришел к выводу об  обоснованности требований Общества, как субъекта малого  предпринимательства, арендующего объект нежилого фонда площадью до 

Суд исходил из следующего.

Правительство Москвы Постановлением  № 800-ПП определило  основания предоставления указанным субъектам имущественной поддержи в  виде установления льготной ставки арендной платы. Пунктом 1.1  Постановления  № 800-ПП с 2015 года субъектам малого предпринимательства,  арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в  имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды,  заключенным без проведения торгов, до 01.01.2016 установлена ставка  арендной платы в размере 3500 руб., а с 01.01.2017 в размере 4500 руб. за 1 кв.м  в год.

Поскольку действующая с 01.01.2017 редакция Постановления  № 800-ПП  не содержит требования в целях получения указанной льготы представления в  Межведомственную комиссию заключения о наличии оснований для  предоставления субъекту, арендующему нежилой фонд площадью до 300 кв.м,  имущественной поддержки, а также принятия комиссией решения о 


предоставлении имущественной поддержки в виде установления данной ставки  арендной платы, такая ставка должна применяться арендодателем  (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города  Москвы) автоматически.

Установленная в дополнительном соглашении ставка арендной платы по  результатам рыночной оценки права аренды не подлежала применению в  спорный период при наличии льготной ставки, предусмотренной  Постановлением  № 800-ПП для субъектов малого предпринимательства. 

Департамент не представил доказательств, подтверждающих, что  арендатор в спорный период перестал отвечать критериям, которые  установлены для применения льготной ставки.

Суд апелляционной инстанции, посчитав, что суд первой инстанции  неправильно применил нормы материального права, отменил решение от  29.07.2019 и отказал Обществу в иске.

Апелляционный суд сделал следующие выводы:

Общество, реализовав свое право на перезаключение договора аренды  помещения на новый срок без проведения торгов по правилам части 9 статьи  17.1 Закона  № 135-ФЗ и подписав дополнительное соглашение к спорному  договору аренды, выразило согласие на установление ставки арендной платы  по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом  нежилого фонда и должно исполнять данное условие договора, которое оно  подписало без возражений; льготная ставка арендной платы, предусмотренная  пунктом 1 Постановления  № 800-ПП в редакции, действующей с 20.10.2015,  устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии  обращения в Межведомственную комиссию и при наличии положительного  решения данной комиссии независимо от даты заключения договора аренды и  дополнительных соглашений к нему; Департамент не наделен правом принятия  таких решений и лишь уведомляет обратившихся лиц о принятии  соответствующих решений Межведомственной комиссией; Общество не  обращалось в Межведомственную комиссию с заявлением о предоставлении  имущественной поддержки на 2016, 2018 и 2019 годы; Межведомственная  комиссия с учетом отрицательного заключения Департамента науки,  промышленной политики и предпринимательства города Москвы отказала  Обществу в предоставлении имущественной поддержки на 2017 год; данное  решение Обществом не оспорено; в отсутствие решения Межведомственной  комиссии не имеется оснований для признания за Обществом права на  имущественную поддержу в виде установления льготной ставки.

Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на то, что суды  апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении настоящего дела  неправильно применили нормы материального и процессуального права,  просит отменить постановления апелляционного и окружного судов и оставить  в силе решение суда первой инстанции.

В числе прочих доводов Общество указывает на следующее.


В соответствии с пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП субъектам  малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда  площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по  действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов с  01.01.2014 установлена арендная плата в размере 3500 руб. за кв.м в год.  Данная ставка действовала до конца 2016 года. Общество до 01.01.2017  вносило арендную плату в размере этой ставки. 

Согласно разъяснением, приведенным в пункте 20 постановления  Пленума  № 73, если стороны в договоре аренды государственного или  муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное  условие корректируется при изменении актов публично-правового образования,  то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не  требует изменения договора аренды.

В соответствии с условиями договора аренды и дополнительного  соглашения к нему размер арендной платы определяется на основании  действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может  изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем  уведомления о том, что такое изменение произошло.

Условия договора аренды и дополнительного соглашения от 14.03.2016 в  части корректировки размера арендной платы при изменении нормативных  правовых актов Москвы не пересматривались и продолжают действовать.  Следовательно, признание за Обществом права на применение льготной ставки  арендной платы в соответствии с пунктом 1.1 Постановления  № 800-ПП не  требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует  автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с  момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта,  при этом решения Межведомственной комиссии для применения данной  льготы не требуется.

Подписание 14.03.2016 дополнительного соглашения о продлении  договора аренды и установлении рыночной ставки арендной платы не лишает  арендатора права на применение льготной ставки, установленной  нормативным правовым актом Правительства Москвы, которым стороны  условились руководствоваться как в договоре аренды, так и названном  дополнительном соглашении. Применение льготной ставки, установленной для  субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007  № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в  Российской Федерации», не нарушает требования статьи 17.1 Закона  № 135-ФЗ.

Приведенные в жалобе Общества доводы о существенном нарушении  судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и  процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела,  заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.


Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

о п р е д е л и л:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно- строительная фирма «Надежда-Е» передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 10 ноября 2020 года на 12 часов 00 минут в помещении суда по  адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации И.Л. Грачева