ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 09АП-68933/2021 от 30.09.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 № 305-ЭС22-16859

г. Москва 30.09.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н. В., изучив  кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение  Арбитражного суда города Москвы от 01.09.2021, постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2022  по делу  № А40-128654/2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Террикон» (далееобщество), полагая, что таможенный орган должен уплатить ему проценты за пользование излишне уплаченной обществом суммой утилизационного  сбора, установленной вступившим в законную силу решением арбитражного  суда по другому делу, обратилось к таможенному органу с соответствующим  заявлением.

Письмом от 07.04.2021  № 13-12/09201 таможенный орган отказал  обществу в выплате процентов, ссылаясь на наличие правового регулирования,  которое прямо запрещает удовлетворить такое требование (пункт 37 Порядка  возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм  утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 06.02.2016  № 81).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему  делу.


Решением Арбитражного суда города Москвы  от 01.09.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого  арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 и постановлением  Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2022, заявленные требования  удовлетворены.

Доводы кассационной жалобы таможенного органа не подтверждают  наличие оснований, предусмотренных статьей 29111 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, для рассмотрения дела в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют  сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к  судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.

Суды, квалифицировав утилизационный сбор как разновидность  таможенных платежей и удовлетворяя заявленные требования, указали на то,  что нормы действующего таможенного законодательства позволяют  осуществить начисление процентов в случае несвоевременного возврата  излишне уплаченных таможенных платежей. 

Арбитражные суды исходили из того, что, с учетом части 6 статьи 13  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применению  подлежат правила о выплате процентов, закрепленных в части 6 статьи 147  Федерального закона от 27.10. 2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» и разъяснения Верховного Суда Российской  Федерации, содержащиеся в пункте 6 Обзора судебной практики  № 3  от 25.11.2015, как наиболее схожие по своей правовой природе нормы.

Аналогичные правила о выплате процентов сформулированы в пункте 2  статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой  на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за  пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса  Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен  был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Отказ в выплате компенсации за необоснованное изъятие у юридического  лица денежных средств в результате незаконного решения государственного  органа только по указанному основанию, прямо противоречит статьям 19, 34  (часть 1), 35 (часть 3) и 53 Конституции Российской Федерации, которыми  закреплена обязанность государства по компенсации вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц


Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для  применения положений пункта 37 Порядка возврата и зачета излишне  уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.02.2016  № 81, поскольку нарушен баланс публичных интересов  государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений,  в результате которого на стороне публичного образования возникли  прерогативы, которые не были сбалансированы соответствующими  юридическими возможностями, имеющимися в распоряжении другой стороны.

Руководствуясь статьями 2916, 2918 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

отказать Центральной акцизной таможне в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В.Павлова