ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 305-ЭС19-13409
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва26 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2019 по делу № А40-206651/2018
по заявлению Федерального агентства по рыболовству (далее - заявитель, Росрыболовство) к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 29.05.2018 № ИА/38610/18,
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, антимонопольный орган, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные
в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, в Приморское территориальное управление Росрыболовства поступили заявки ООО «Интеррыбфлот» и ООО «Поларис» о включении рыболовных судов в список судов на промысел в 2017 году в исключительной экономической зоне Японии.
На момент поступления указанных заявок в Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии весь объем (добычи) квот вылова иваси, скумбрии, анчоуса был распределен между ООО РК «Лунтос», ООО «Софко» и АО «Тралфлот».
В ФАС России поступили обращения ООО «Островной рыбокомбинат», ООО «Поларис» и ООО «Интеррыбфлот» по вопросу неправомерных действий Росрыболовства при организации промысла в исключительной экономической зоне Японии в 2017 году.
Рассмотрев указанные обращения, 29.05.2018 антимонопольным органом в отношении Росрыболовства вынесено предупреждение, в соответствии с которым, ввиду наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2018 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Росрыболовству указано на необходимость прекращения неконкурентных действий (бездействия) путем установления в срок до 01.07.2018 конкурентного порядка сбора рассмотрения заявок (документов) от рыбохозяйственных организаций, намеревающихся осуществлять промысел в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также установления требований к срокам подачи заявок, к срокам их перенаправления между органами власти, и срокам направления заявок иностранному государству, в том числе, в случаях, не подпадающих под регулирование постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 604 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия годных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (далее – постановление Правительства № 604).
Не согласившись с указанным предупреждением, Росрыболовство обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федерального
закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановления Правительства № 604, Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444, Правилами проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 602, Порядком выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), утвержденным приказом ФАС России от 22.01.2016 № 57/16, пришли к выводу, что предупреждение ФАС России не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Судебные инстанции исходили из того, что на момент выдачи оспариваемого предупреждения условия, удовлетворяющие требованиям постановления № 604 и позволяющие распределить квоту добычи (вылова) водных биоресурсов в районе действия международного договора между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран, отсутствовали. Квота добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленная в рамках указанного Российско-Японского соглашения являлась сблокированной и содержала в себе объемы нескольких видов водных биологических ресурсов без разбивки по объемам, что не позволяло ее реализовать в рамках конкурентных процедур - аукциона, предусмотренного действующим законодательством о рыболовстве, в связи с отсутствием нормативных правовых актов, позволяющих определить размер лота и его начальную цену.
Суды также отметили, что устранение указанного несоответствия не входит в компетенцию Росрыболовства, предложения заявителя об устранении указанных пробелов были рассмотрены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, согласованы ФАС России и определено, что квота добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленная в рамках указанного Российско-Японского соглашения, может быть реализована посредством продажи на аукционе.
Таким образом, как указали суды, Росрыболовство осуществило все возможные действия в рамках действующего законодательства, направленные на урегулирование возникшей ситуации, устранение признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не входило в компетенцию Росрыболовства, в связи с чем у ФАС России отсутствовали основания для вынесения предупреждения в отношении указанного лица.
Суд округа согласился с выводами судебных инстанций.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных обстоятельств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств, основаны на ином толковании норм права, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К. Антонова