ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 10АП-1029/19 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС19-16336

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва2 сентября 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу Главного управления Московской области  «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее –  инспекция) на постановление Арбитражного суда Московского округа  от 24.07.2019 по делу  № А41-66863/2018 Арбитражного суда Московской  области

по заявлению акционерного общества «Истринская теплосеть» (далее –  общество) об оспаривании предписаний инспекции от 25.07.2018   № 08ОГ/16-742-14-16-2018/1, от 25.07.2018  № 08ОГ/16-742-14-16-2018/2,  от 25.07.2018  № 08ОГ/16-748-14-16-2018/1, от 25.07.2018   № 08ОГ/16-748-14-16-2018/2, от 25.07.2018  № 08ОГ/16-745-14-16-2018/1,  от 25.07.2018  № 08 ОГ/16-745-14-16-2018/2, от 13.07.2018   № 08ОГ/16-680-14-16-2018/1, от 13.07.2018  № 08ОГ/16-680-14-16-2018/2,  от 31.07.2018  № 08ОГ/16-670-14-16-2018/1, от 31.07.2018   № 08ОГ/16-670-14-16-2018/2 об устранении выявленных нарушений.


К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное  унитарное предприятие «Истринское ЖЭУ», муниципальное унитарное  предприятие «Истринский Водоканал», муниципальное унитарное предприятие  «Дедовское ЖЭУ»,

установила:

решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2018,  оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного  апелляционного суда от 06.03.2019, в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа  от 24.07.2019 решение суда первой инстанции и постановление Десятого  арбитражного апелляционного суда отменены; предписания инспекции  признаны недействительными. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, инспекция выражает несогласие с судебным актом округа, просит  об его отмене.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.


Как следует из представленных материалов, инспекцией проведена  внеплановая документарная проверка в отношении МУП «Истринское ЖЭУ»,  МУП «Дедовское ЖЭУ», МУП «Истринский Водоканал» с целью проверки  фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований.

В ходе проверки инспекцией установлено, что общество выполняет  функции ресурсоснабжающей организации в многоквартирных домах, в связи с  чем собственникам помещений дома произведены начисление платы за  установку ОДПУ на основании письма АО «Истринская теплосеть», при этом  управляющими организациями допущено нарушение требований части 3 статьи  30 и пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – Жилищный кодекс) при начислении платы за установку общедомовых  приборов учета (ОДПУ) энергоресурсов.

Составлены акты, выданы предписания об устранении выявленных  нарушений.

Не согласившись с предписаниями, общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении  заявления, указав, что общество является ненадлежащим заявителем по делу,  поскольку оспариваемые предписания выданы управляющим компаниям; суды  сочли, что требования данных предписаний не затрагивают права общества.

Суд округа, руководствуясь статьями 155, 261, 162 Жилищного кодекса,  статьями 11, 12 Федерального закона от 23.11.2009  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической  эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации», постановлением Правительства Российской  Федерации от 04.05.2012  № 442 «О функционировании розничных рынков  электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима  потребления электрической энергии», Правилами предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением 


Правительства Российской Федерации от 06.05.2011  № 354, Правилами  осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами,  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 15.05.2013  № 491, Методическими рекомендациями по заполнению единого  платежного документа для внесения платы за жилое помещение и  предоставление коммунальных и иных услуг, утвержденными постановлением  правительства Московской области от 20.09.2016  № 679/30, отменил названные  судебные акты исходя из следующего.

Обязанность по установке ОДПУ энергоресурсов, а также индивидуальных  приборов учета возложена на собственников помещений в многоквартирном  доме; ввиду неисполнения ни управляющей компанией, ни собственниками  помещений в МКД обязанности по оснащению МКД ОДПУ тепловой энергии,  общество установило ОДПУ тепловой энергии в данных домах в  принудительном порядке, исполняя требования закона; управляющие компании  вправе выставлять собственникам помещений в МКД плату за принудительную  установку ОДПУ для последующего перечисления денежных средств  ресурсоснабжающей организации.

Собственники помещений при несогласии с указанным в счете размером  расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или)  отнесенной на него долей расходов вправе обратиться в организацию,  осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с  разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать  выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации.

При таких обстоятельствах суд округа признал оспариваемые предписания  недействительными.

Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных  нарушений судом округа норм материального и (или) процессуального права,  повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра  судебного акта в порядке кассационного производства.


Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать Главному управлению Московской области «Государственная  жилищная инспекция Московской области» в передаче кассационной жалобы  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации