ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 10АП-16036/18 от 08.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 № 305-ЭС19-5439

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва08 июля 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью ресторан «Центральный» на определение  Арбитражного суда Московской области от 06.08.2018 по делу   № А41-52915/2017, постановление Десятого арбитражного апелляционного  суда от 18.10.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от  16.01.2019 по тому же делу

по иску общества с ограниченной ответственностью ресторан  «Центральный» к администрации Ступинского муниципального района  Московской области о взыскании 1 580 669, 92 руб. убытков, судебных  расходов,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2017,  оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного  апелляционного суда от 14.12.2017 и постановлением Арбитражного суда  Московского округа от 14.03.2018, иск удовлетворен частично, с ответчика  взыскано 1 494 122, 63 руб. убытков, в удовлетворении остальной части  исковых требований отказано.

Общество с ограниченной ответственностью ресторан «Центральный»  (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о  процессуальном правопреемстве, замене администрации Ступинского  муниципального района Московской области (далее – администрация района) 


на администрацию городского округа Ступино Московской области (далее –  администрация округа).

Определением Арбитражного суда Московской области от 27.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного  апелляционного суда от 11.10.2018 и постановлением Арбитражного суда  Московского округа от 18.01.2019, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на  нарушение судами норм материального и процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации).

При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной  жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о  наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в  кассационном порядке.

При разрешении спора дела судами установлено, что администрацией  района отказано в исполнении вступившего в законную силу решения  Арбитражного суда Московской области от 22.09.2017 по настоящему делу,  которым с нее взысканы убытки в пользу общества, со ссылкой на  необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о процессуальном  правопреемстве и замене ответчика на администрацию округа.

При обращении общества с заявлением об уклонении администрации  округа от исполнения судебных актов по настоящему делу, Министерство  имущественных и земельных отношений Московской области письмом от  22.03.2018, указывая на положения пункта 10 статьи 85 Федерального закона от  06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон  № 131-ФЗ),  рекомендовало ему обратиться в арбитражный суд с ходатайством о  процессуальном правопреемстве.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, пункт 10 статьи 85 Федерального  закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон  № 131-ФЗ), Закон  Московской области от 24.05.2017  № 82/2017-ОЗ «Об организации местного  самоуправления на территории Ступинского муниципального района» (далееЗакон  № 82/2017-ОЗ), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о  замене должника по делу в порядке процессуального правопреемства на  администрацию округа.


Отказывая в удовлетворении заявления общества о процессуальном  правопреемстве, суды, руководствуясь положениями статьи 48 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 49, пункта 1  статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 85  Закона  № 131-ФЗ, установив, что на момент рассмотрения заявления о  процессуальном правопреемстве администрация района находилась в стадии  ликвидации, сведений об исключении данного лица из ЕГРЮЛ в материалах  дела не имеется, доказательств перехода установленных обязательств (прав,  обязанностей) администрации района к администрации городского округа  Ступино Московской области (далее – администрация округа) не представлено,  передаточный (разделительный) акт, определяющий спорные имущественные  обязательства администрации округа не составлен, пришли к выводу об  отсутствии оснований для замены должника на вновь образованное  юридическое лицо – администрацию округа.

Обращаясь с кассационной жалобой, общество выражает несогласие  с указанными выводами судов, полагая, что они сделаны без учета положений  статьи 13, пункта 10 статьи 85 Закона  № 131-ФЗ, Закона  № 82/2017-ОЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона  № 131-ФЗ преобразованием  муниципальных образований, в том числе, является объединение, разделение  муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи  с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса  городского округа. 

Согласно пункту 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных  муниципальных образований являются правопреемниками органов местного  самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и  должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных  образований полномочия по решению вопросов местного значения на  основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с  которой указанные органы местного самоуправления приступают к  исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84  настоящего Федерального закона.

Заявитель указывает, что Законом  № 82/2017-ОЗ объединены территории  городского поселения Жилёво, городского поселения Малино, городского  поселения Михнево, городского поселения Ступино, сельского поселения  Аксиньинское, сельского поселения Леонтьевское, сельского поселения  Семёновское без изменения границ Ступинского муниципального района. 

В состав территории Ступинского муниципального района входит город,  территории рабочих поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся  муниципальными образованиями. 

Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения  состава территории Ступинского муниципального района, наделено статусом  городского округа (статья 1 Закона  № 82/2017-ОЗ).  


В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона  № 82/2017-ОЗ со дня  формирования администрации городского округа Ступино прекращаются  полномочия администраций поселений и администрации Ступинского  муниципального района.

Общество указывает также на то, что решением Совета депутатов  городского округа Ступино Московской области от 25.09.2017  № 11/1  администрация района ликвидирована.

Решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской  области от 16.11.2017 года  № 57/5 учреждена администрация округа, которая,  как утверждает общество, приступила к выполнению полномочий органа  местного самоуправления 28.11.2017, с момента вступления в силу указанного  решения.

Заявитель также обращает внимание на то, что с 2018 года в  межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской  Федерации бюджет городского округа Ступино учитывается как бюджет  единой территории (пункт 2 статьи 3 Закона  № 82/2017-ОЗ).

Заявитель считает, что несоставление передаточного акта между  администрацией района и администрацией округа не свидетельствует об  отсутствии доказательств перехода к администрации округа обязательств по  возмещению убытков, ссылаясь при этом на определения Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.11.2007  № 15182/07, от  23.10.2007 г.  № 10327/07, от 11.02.2008 года  № 800/08; от 08.02.2010  № ВАС- 929/10, от 19.02.2008  № 1740/2008, от 04.03.2008  № 2414/2008, от 18.02.2008  №  836/2008, определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016  года  № 307-ЭС16-3685; от 10.02.2017  № 307-ЭС16-20488, от 28.12.2015  № 306- ЭС15-18135.

Таким образом, общество полагает, что вновь образованное  муниципальное образование, наделенное статусом городского округа, является  правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на  соответствующей территории полномочия по решению вопросов местного  значения в силу прямого указания закона, к которому перешли не только права  на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям  имущество, но и долговые обязательства.

С учетом вышеуказанного доводы кассационной жалобы общества о  существенном нарушении судами норм материального и процессуального  права, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, 

ОПРЕДЕЛИЛ:


кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  ресторан «Центральный» передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 23 июля 2019 года, 12 час. 00 мин. в помещении суда по адресу:  Москва, улица Поварская, дом 15 зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Е.Е. Борисова