ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 10АП-2776/2015 от 16.12.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-ЭС15-15712

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 16.12.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального  района Московской области на решение Арбитражного суда Московской  области от 20.03.2015 по делу N А41-76814/2014, постановление Десятого  арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2015 по тому же делу, 

УСТАНОВИЛ:

Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской  области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской  области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по  управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ  Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим  зарегистрированного права собственности Российской Федерации на  земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070201:2, общей площадью  786 кв. м, местоположение: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул.  Пограничная, д. 5, категория земель: "земли населенных пунктов", вид  разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации  производственной базы". 

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, участвуют Управление Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской  области (далее - Управление Росреестра по Московской области), общество с 


ограниченной ответственностью "Эль энд Ти" (далее - ООО "Эль энд Ти"),  Министерство имущественных отношений Московской области. 

Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2015 в  удовлетворении исковых требований отказано. 

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от  03.06.2015, постановлением Арбитражного суда Московского округа от  10.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация просит отменить указанные судебные акты,  ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и  имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушение норм  материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный  акт об удовлетворении заявленных требований. 

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что при регистрации  права собственности Российской Федерации на земельный участок с  кадастровым номером 50:05:0070201:002 не представлялись какие –либо  документы, предусмотренные статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001   № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской  Федерации», а также иными нормативно -правовыми актами,  регламентирующими отнесение того или иного земельного участка к  федеральному уровню собственности. 

Право собственности Российской Федерации было зарегистрировано  непосредственно на основании заявления Администрации Сергиево- Посадского муниципального района. 

На спорном земельном участке не располагались и не располагаются  какие-либо здания, строения, сооружения, находившиеся или находящиеся в  собственности Российской Федерации.; указанный земельный участок не  предоставлен органам государственной власти Российской Федерации, а также  казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено. 

Из судебных актов следует, что на основании постановления Главы  Сергиево-Посадского района Московской области от 21.02.2003 N 170 между 


Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района (арендодатель)  и муниципальным предприятием специализированного автохозяйства и  механизации (арендатор) был заключен договор аренды от 25.06.2003 N Д-205  земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070201:002, общей  площадью 786 кв. м, местоположение: Московская область, г. Сергиев-Посад,  ул. Пограничная, д. 5, категория земель: "земли населенных пунктов", вид  разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации  производственной базы", сроком на 20 лет. 

Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с  ним внесена соответствующая запись от 19.05.2004 за номером 50-01/0503/2004-365. 

На основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного  производства муниципальное предприятие специализированного автохозяйства  и механизации городского поселения Сергиев Посад было ликвидировано  20.12.2007, в связи с чем действие договора аренды земельного участка  прекращено. 

В 2007 году ООО "Эль энд Ти" приобрело объект недвижимого имущества  - нежилое здание, общей площадью 286,8 кв. м, инв. N 4662.3, лит. 3Б,  расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул.  Пограничная, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной  регистрации права от 07.07.2010 серии 50 АА N 196131. 

Указанное здание представляет собой производственную базу,  находящуюся на спорном земельном участке. 

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на  недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2013, от 17.12.2014 земельный  участок с кадастровым номером 50:05:0070201:002 (50:05:0070201:2), общей  площадью 786 кв. м, местоположение: Московская область, г. Сергиев-Посад,  ул. Пограничная, д. 5, категория земель: "земли населенных пунктов", вид  разрешенного использования: "для размещения и эксплуатации  производственной базы" принадлежит на праве собственности Российской  Федерации. 

Полагая, что право собственности Российской Федерации на спорный  земельный участок было зарегистрировано незаконно, Администрация  обратилась в суд с настоящим иском. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований ,суды правомерно  исходили из следующего. 

Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении  исковых требований, указал на пропуск истцом срока исковой давности. 

В соответствии со статьей статьи 16 Земельного кодекса Российской  Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся  в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. 

Разграничение государственной собственности на землю на собственность  Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов  Российской Федерации и собственность муниципальных образований 


(муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим  Кодексом и федеральными законами. 

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в  действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным  законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения  государственной собственности на землю к федеральной собственности  относятся: 

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,  находящимися в собственности Российской Федерации; 

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти  Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным  предприятиям, государственным унитарным предприятиям или  некоммерческим организациям, созданным федеральными органами  государственной власти; 

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного)  пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у  государственных академий наук, а также у организаций, созданных  государственными академиями наук и (или) подведомственных таким  государственным академиям наук; 

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной  компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию  государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере  дорожного хозяйства; 

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и  предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1). 

В целях разграничения государственной собственности на землю к  собственности субъектов Российской Федерации относятся: 

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,  находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; 

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти  субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям,  государственным унитарным предприятиям или некоммерческим  организациям, созданным органами государственной власти субъектов  Российской Федерации; 

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и  предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2). 

В целях разграничения государственной собственности на землю к  собственности поселений, городских округов, муниципальных районов  относятся: 

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями,  находящимися в собственности соответствующих муниципальных  образований; 

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления  соответствующих муниципальных образований, а также казенным 


предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим  организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; 

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в  соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные  участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в  соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт  3). 

К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные  в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов  Российской Федерации (пункт 4). 

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года  акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно  у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных  образований возникает право собственности при разграничении  государственной собственности на землю, являются основанием для  государственной регистрации права собственности соответственно Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  на такие земельные участки (пункт 5). 

В соответствии с пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"  следует, что распоряжение земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного  самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не  предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных  дорогах и о дорожной деятельности. 

Из представленного в материалы дела акта осмотра земельного участка от  04.02.2015 N 43 следует, что земельный участок, площадью 786 кв. м,  расположен в границах кадастрового квартала 50:05:0070201 по адресу:  Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское  поселение Сергиев-Посад, ул. Пограничная. При осмотре установлено, что на  земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070201:002 расположено  складское здание (типа ангар), площадью 286,8 кв. м (свидетельство о  государственной регистрации права 50 АА N 196131); объектов, находящихся в  федеральной собственности, на данном земельном участке нет. 

Между тем, из выписок из Единого государственного реестра прав на  недвижимое имущество и сделок с ним от 07.10.2013, от 17.12.2014  усматривается, что правообладателем земельного участка с кадастровым  номером 50:05:0070201:002 (50:05:0070201:2) является Российская Федерация. 

Право собственности Российской Федерации на спорный земельный  участок было зарегистрировано на основании обращения Администрации  Сергиево-Посадского муниципального района Московской области. 

Таким образом, органу местного самоуправления стало известно о  государственной регистрации права собственности Российской Федерации на  спорный земельный участок с момента подачи упомянутого заявления. 


В соответствии с пунктом 57 совместного Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с  защитой права собственности и других вещных прав", поскольку законом не  установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного  права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей  196 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации,  общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в  соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. 

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской  Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности  начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении  своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите  этого права. 

Учитывая фактические обстоятельства и имеющиеся доказательства,  правильно применив нормы материального права, суды пришли к  обоснованному выводу о пропуске срока исковой давности, заявленного  ответчиком. 

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений  норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела,  указанные в жалобе доводы не подтверждают. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Администрации Сергиево- Посадского муниципального района Московской области для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда 

Российской Федерации Н.С. Чучунова