ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11АП-14303/19 от 27.07.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС20-7691

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва27.07.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с  материалами истребованного дела кассационную жалобу главы крестьянского  (фермерского) хозяйства ФИО1 (Республика Татарстан;  далее – заявитель, глава КФХ) на решение Арбитражного суда Республики  Татарстан от 02.08.2019 по делу  № А65-13028/2019, постановление  Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 и  постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2020 по тому  же делу по исковому заявлению государственного казенного учреждения  «Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего  предпринимательства Республики Татарстан» (далее - учреждение) к главе  КФХ о взыскании 767 203 рублей субсидии и 53 625,40 рубля процентов за  пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.08.2019,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного 


апелляционного суда от 12.11.2019 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 07.02.2020, исковые требования удовлетворены.

В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального  и процессуального права, указывает на применение судами норм права, не  подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6, части 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса  Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые  акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за  исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае  нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 5.21 Порядка отбора субъектов малого и  среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления  государственной поддержки в форме субсидий, утвержденного  Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.06.2013   № 416 «Об утверждении Порядка отбора субъектов малого и среднего 


предпринимательства Республики Татарстан для предоставления  государственной поддержки в форме субсидий», предоставленные субсидии  подлежат возврату в доход бюджета Республики Татарстан в 10-дневный срок,  исчисляемый в рабочих днях, со дня получения получателем субсидии  соответствующего требования Уполномоченного органа в случаях: выявления  фактов нарушения получателем субсидий условий, установленных Порядком;  предоставления Уполномоченному органу недостоверных сведений, указанных  в конкурсной заявке; недостижения по результатам календарного года более  чем на 20 процентов целевых показателей реализации бизнес-проекта,  предусмотренных договором.

При рассмотрении настоящего дела суды указали на то, что из пункта 4.1  договора, заключенного учреждением и заявителем, следует, что получатель  субсидии должен представить итоговый отчет об использовании субсидии,  подтверждающий достижение запланированных показателей за указанный  договором отчетный период (2017 год), в срок до 01.05.2018.

В соответствии с пунктом 3.2.3 указанного договора закреплена  обязанность получателя субсидии, незамедлительно информировать  учреждение в письменном виде об обнаруженной невозможности реализовать  бизнес-проект в целом, либо нецелесообразности его осуществления по иным  причинам и в течение 10 (десяти) банковских дней осуществить возврат на  расчетный счет учреждения суммы субсидии, указанной в пункте 1.3  настоящего договора в полном объеме.

В отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения всех  требований, регулирующих предоставление субсидии в конкретном случае, 

в том числе целевого использования полученной суммы субсидии,  информирования компетентного органа о невозможности реализовать проект в  установленный срок, равно как и доказательств надлежащего исполнения  главой КФХ обязательств по возврату предоставленной суммы субсидии, суды  первой и апелляционной инстанций, руководствуясь указанными выше 


нормами права, признали заявленные учреждением требования обоснованными  и подлежащими удовлетворению.

Суд кассационной инстанции согласился с указанными выводами судов,  указав также на то, что утверждение заявителя, в соответствии с которым иск  заявлен ненадлежащим истцом, подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить  основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

Н.В. Павлова