ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11АП-15675/20 от 26.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС21-7204

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва26 мая 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев кассационную жалобу Министерства экологии и природных  ресурсов Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики  Татарстан от 14.09.2020 по делу  № А65-13281/2020, постановление  Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 и  постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2021 по тому  же делу 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АльСтоун»  (далее – общество) к Министерству экологии и природных ресурсов  Республики Татарстан (далее – министерство) о признании незаконным  решения от 20.05.2020  № 5118/11 об отказе в предоставлении государственной  услуги по установлению факта открытия месторождения  общераспространенных полезных ископаемых незаконным; обязании устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления  государственной услуги по установлению факта открытия месторождения  общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийных пород на  участке недр «Южно-Ямашское», расположенном в 1,5 км южнее с. Ямаш в  Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением  в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения  «Южно-Ямашское», с приложением свидетельства об установлении факта  открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых,

установила:


решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2020,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 02.12.2020 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 03.03.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, министерство просит отменить принятые судебные акты, указывая  на нарушение судами норм права, неполное выяснение обстоятельств,  имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам  дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, обществу на основании лицензии

от 18.12.2015 ТАТ АЛМ  № 01474 ТП предоставлено право пользования  недрами для геологического изучения песчано-гравийных пород на участке  недр «Южно-Ямашский», имеющем статус геологического отвода. 

Во исполнение условий лицензионно соглашения общество обратилось в  министерство с заявлением от 20.11.2019  № 8 о проведении государственной  экспертизы документов и материалов по подсчету запасов песка для  строительных работ по отчету «Геологическое изучение (оценка) песчано- гравийных пород для строительных работ на участке недр «Южно-Ямашский».

Заявление получено министерством 20.11.2019.

Ввиду отсутствия информации о результатах оказания услуги по  проведению государственной экспертизы запасов полезных  общераспространенных ископаемых общество обратилось в министерство с  заявлением от 12.03.2020 о предоставлении протокола. 

Протокол заседания Республиканской комиссии по запасам по  указанному участку недр от 13.12.2019  № 618 был направлен обществу  15.04.2020.


По результатам рассмотрения заявления общества от 24.04.2020  № 1 о  признании факта открытия месторождения общераспространенных полезных  ископаемых песчано-гравийных пород на участке недр «Южно-Ямашский»  министерство письмом от 20.05.2020  № 5118/11 отказало обществу в  предоставлении указанной государственной услуги, поскольку заявление  общества подано более чем 120 дней со дня утверждения заключения  государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Полагая, что отказ в предоставлении государственной услуги по  установлению факта открытия месторождения общераспространенных  полезных ископаемых является незаконным и нарушает его права, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Разрешая спор, суды руководствовались статьей 29 Закона Российской  Федерации от 21.02.1992  № 2395-1 «О недрах», Положением о  государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической,  экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование  участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее  проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской  Федерации от 11.02.2005  № 69, Административным регламентом  предоставления государственной услуги по проведению государственной  экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых,  геологической, экономической и экологической информации о  предоставляемых в пользование участках недр, утвержденным приказом  Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 

от 18.11.2013  № 665-п (далее – административный регламент),  Административным регламентом Министерства экологии и природных  ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по  установлению факта открытия месторождения общераспространенных  полезных ископаемых, утвержденным Приказом Министерства экологии и  природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013  № 666-п, и,  установив, что результат государственной услуги по проведению экспертизы  стал известен заявителю спустя 147 дней (с 22.11.2019 до 15.04.2020), исходили  из нарушения министерством порядка, установленного административным  регламентом в части неисполнения обязанности по вручению или направлению  обществу заключения государственной экспертизы.

Суды признали, что неисполнение министерством пункта 3.5  административного регламента, выразившееся в ненаправлении обществу в  установленный данным регламентом трехдневный срок протокола  Республиканской комиссии по запасам от 13.12.2019  № 618, повлекло пропуск  обществом срока на обращение с указанным заявлением, и, как следствие, 


вынесение министерством оспариваемого отказа в предоставлении  государственной услуги по установлению факта открытия месторождения  общераспространенных полезных ископаемых.

Отклоняя довод министерства о том, что общество своевременно было  осведомлено об утверждении спорного заключения государственной  экспертизы, суды указали, что пунктом 3.5 административного регламента  оговорена отдельная процедура и на министерство возложена обязанность по  вручению (направлению) заявителю заключения государственной экспертизы  либо письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной  услуги.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства, имеющие  существенное значение для разрешения спора, установлены судами на  основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле  доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для  удовлетворения жалобы министерства и отмены или изменения обжалуемых  судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм  материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела  и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных  актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать Министерству экологии и природных ресурсов Республики  Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации