ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 11АП-20844/18 от 22.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС19-13473

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления  Федерального казначейства по Пензенской области (далее – УФК по  Пензенской области, казначейство) на постановление Арбитражного суда  Поволжского округа от 25.04.2019 по делу  № А49-6772/2018 Арбитражного  суда Пензенской области

по заявлению Министерства сельского хозяйства Пензенской области  (далее также – министерство) к казначейству о признании недействительным  представления от 15.03.2018  № 55-20-17/967,

установила:

решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.11.2018  заявленные требования удовлетворены, представление УФК по Пензенской  области от 15.03.2018  № 55-20-17/967 признано недействительным.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от  01.02.2019 решение суда отменено, принят новый судебный акт, которым в  удовлетворении заявления Министерства сельского хозяйства Пензенской  области отказано.


Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2019  постановление суда апелляционной инстанции отменено, оставлено в силе  решение суда первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, УФК по Пензенской области просит отменить постановление суда  кассационной инстанции, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь  на существенное нарушение норм права.

Письмом от 19.07.2019 дело  № А49-6772/2018 Арбитражного суда  Пензенской области истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов.

Как следует из судебных актов и материалов дела, в 2015-2016 гг.  Пензенской области из федерального бюджета предоставлялись субсидии на  софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по  реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое  развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от  15.07.2013  № 598. О предоставлении субсидий между Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского  хозяйства Пензенской области были заключены соглашения от 29.04.2015 

 № 602/10-с и от 25.03.2016  № 92/10-с, которыми были определены конкретные  суммы финансовых обязательств сторон.

УФК по Пензенской области провело внеплановую камеральную  проверку министерства с целью подтверждения фактов нарушения условий  софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по  результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов  (местных бюджетов) за 2015-2016 гг., в рамках которой проверило соблюдение  условий предоставления субсидий.

По результатам проверки казначейство пришло к выводу о допущенных  министерством нарушениях и вынесло в его адрес представление от 15.03.2018   № 55-20-17/967.


По мнению казначейства, министерством были нарушены положения  пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения  Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство  объектами социальной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в  сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и  Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий  граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  15.07.2013  № 598 (далее – Правила  № 598), условий соглашения, которые  выразились в финансировании из бюджета Пензенской области расходных  обязательств, на реализацию которых предоставлялись субсидии, в меньшем  объеме, чем это предусмотрено соглашениями, в несоблюдении уровня  софинансирования расходного обязательства, приведшем к перерасходу  средств федерального бюджета.

Суды первой и кассационной инстанций исходили из установленных  обстоятельств дела и руководствовались положениями Правил формирования,  предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.09.2014  № 999, Правилами  № 528,  условиями соглашений от 29.04.2015  № 602/10-с и от 25.03.2016  № 92/10-с.

Суды нашли, что Министерство сельского хозяйства Пензенской области  выполнило условия предоставления субсидий - использовало их на цели и в  размерах, установленных в соглашениях, обеспечило перечисление средств  федерального бюджета и бюджета Пензенской области на счета получателей  средств, а также исполнителей работ, обеспечило выполнение обязательств по  финансированию мероприятий, на реализацию которых выделялись субсидии, а  также достигло показателей результативности использования предоставленных  денежных средств.

Министерство использовало средства выделенных федеральным  бюджетом субсидий в полном объеме, при этом средства регионального  бюджета использовало в меньшем объеме, однако доля финансового участия  Пензенской области не снизилась менее предельного уровня  софинансирования, установленного Правилами  № 528 и равного 30 %.

С учетом обстоятельств дела, доводы кассационной жалобы УФК по  Пензенской области не свидетельствуют о допущенных судами существенных  нарушениях норм права, без устранения которых невозможно восстановить  права и законные интересы казначейства, и которые могут явиться основанием 


для отмены судебных актов Судебной коллегией Верховного Суда Российской  Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федерального  казначейства по Пензенской области с делом для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации