ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12АП-10543/2014 от 28.08.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 306-ЭС15-6607

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 28 августа 2015 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Комитета по  управлению государственным имуществом Волгоградской области  (г. Волгоград) на решение Арбитражного суда Волгоградской области  от 05.09.2014 по делу № А12-8507/2014 и постановление Арбитражного суда  Поволжского округа от 11.03.2015 по тому же делу, 

по иску Министерства по управлению государственным имуществом  Волгоградской области (далее – министерство) к обществу с ограниченной  ответственностью «Сингам» (далее – общество) о взыскании задолженности по  арендной плате по договору аренды земельного участка от 08.06.2010 № 9266  за период с 10.01.2013 по 04.12.2013 в размере 1 440 622,03 руб., пеней за  период с 11.07.2010 по 04.12.2013 в размере 27 064,24 руб., всего  1 467 686 руб.27 коп., 

 установила:

решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2014  оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского  округа от 11.03.2015, исковые требования удовлетворены частично. 

С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате в  размере 512 297 руб. 01 коп., пени в сумме 9 624 руб. 04 коп., всего  521 921 руб. 05 коп. В остальной части иска отказано. 

С учетом исправленной определением Арбитражного суда  Волгоградской области от 26.06.2015 арифметической ошибки, с общества в  пользу министерства взыскана задолженность по арендной плате в размере 


В соответствии с Законом Волгоградской области № 22-ОД «О системе  органов исполнительной власти Волгоградской области» (в редакции от  23.10.2014 № 132-ОД) и постановлением Губернатора Волгоградской области  от 24.11.2014 № 148 «О внесении изменений в постановление Губернатора  Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 «Об утверждении положения о  министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской  области» министерство переименовано в Комитет по управлению  государственным имуществом Волгоградской области (далее – комитет). 

В Верховный Суд Российской Федерации обратился с кассационной  жалобой комитет на указанные судебные акты, в которой просит отменить их и  направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Дело истребовано из Арбитражного суда Волгоградской области  02.07.2015. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). 

Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации. 

Изучив изложенные в жалобе доводы и материалы дела, судья Верховного  Суда Российской Федерации сделала вывод о наличии оснований для передачи  кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, администрацией  Волгограда и обществом (арендатор) 08.06.2006 заключен договор № 9266  аренды земельного участка с кадастровым номером 34:03:180001:831 (учетный  номер 6-102-6) площадью 27 556 кв. метров, расположенного по адресу:  г. Волгоград, Советский район, квартал 06_02_001, п. Горьковский. 

Участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, для  размещения некапитальных объектов технологического обеспечения  эксплуатации полигона твердых бытовых отходов (пункт 1.2 договора). 

Поскольку по окончании срока договора аренды от 08.06.2010 № 9266  общество продолжило использование спорного земельного участка при  отсутствии возражений со стороны арендодателя, действие договора  возобновилось на неопределенный срок. 


Согласно пункту 2.6. договора, арендатор обязан вносить арендную плату  ежемесячно равными частями до 10-го числа текущего месяца. 

За неполный месяц арендная плата исчисляется из расчета 1/30 части  месячной арендной платы за каждый день пользования участком (пункт 2.7  договора). 

Пунктом 2.11 договора предусмотрено, что размер арендной платы  является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае  централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей,  используемых для ее расчета, а также изменения порядка (способа) ее расчета,  в результате принятия органами государственной власти Российской  Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления  г.Волгограда соответствующих нормативных правовых актов. В этом случае  арендатор самостоятельно производит расчет арендной платы. 

В адрес арендатора арендодателем направлено извещение от 29.03.2011,  согласно которому на основании постановления главы администрации  Волгоградской области от 23.12.2010 № 1945 «Об установлении коэффициента  индексации, применяемого при определении размера арендной платы за  земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности  Волгоградской области» с 01.01.2011 годовая арендная плата установлена в  размере 64 150 руб. 63 коп. Извещением от 29.03.2012 – об установлении  арендной платы с 01.01.2012 в размере 68 005 руб.70 коп. 

Законом Волгоградской области от 06.04.2012 № 33-ОД «О распоряжении  земельными участками, государственная собственность на которые не  разграничена, в городе Волгограде – административном центре Волгоградской  области», принятым Волгоградской областной Думой 05.04.2012,  опубликованным 07.04.2012 в газете «Волгоградская правда» № 61 и  вступившим в силу 06.07.2012, установлено, что распоряжение земельными  участками, государственная собственность на которые не разграничена,  находящимися в городе Волгограде – административном центре Волгоградской  области, осуществляется в порядке, определяемом Правительством  Волгоградской области. 

Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012

 № 28-п, действовавшем на дату рассмотрения спора, установлено, что органом  исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на  распоряжение земельными участками, государственная собственность на  которые не разграничена, находящимися в Волгограде – административном  центре Волгоградской области, является министерство. 

Следовательно, права и обязанности арендодателя по спорному договору  перешли от администрации Волгограда к министерству в полном объеме. 

Министерство в адрес арендатора направило извещение от 27.08.2013,  согласно которому в соответствии с Порядком расчета арендной платы за  земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности  Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации 


Волгоградской области от 22.08.2011 № 469-п (далее – постановление 

 № 469-п), постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.05.2013

 № 424 «Об установлении коэффициента индексации, применяемого при  определении размера арендной платы за земельные участки, государственная  собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся  в собственности Волгоградской области» (далее – постановление Губернатора   № 424), постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 

 № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки  земель населенных пунктов Волгоградской области» (далее – постановление  Губернатора № 1130), распоряжением министерства от 14.02.2013 № 281-р «Об  утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка  из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в  зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из  категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера  арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде –  административном центре Волгоградской области» с 01.01.2013 арендная плата  установлена в размере 1 626 065,77 руб. в год. 

Обращаясь в арбитражный суд с иском по настоящему делу, министерство  сослалось на ненадлежащее исполнение обществом условий договора в части  внесения арендной платы, в результате чего образовалась задолженность по  арендной плате за период с 10.01.2013 по 04.12.2013 в размере  1 440 622,03 руб. 

Удовлетворяя иск в указанной части, суды исходили из того, что арендная  плата по спорному договору регулируется уполномоченным органом путем  принятия нормативных актов, поэтому изменение ставок платы или методики  ее исчисления влечет изменение условий договора без внесения в него  изменений. При этом суды сослались на пункт 14 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об  отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса  Российской Федерации о договоре аренды», в редакции Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013   № 13, а также на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11. 

Расчёт размера подлежащей внесению арендной платы определён по  формуле путём умножения удельной кадастровой стоимости земельного  участка на его площадь и ряд коэффициентов: Кви (коэффициент вида  функционального использования земельного участка), Кдп (коэффициент  дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора), Ккан  (коэффициент категории арендатора) и Ки (коэффициент индексации). 

Размер арендной платы на 2013 год установлен в соответствии с  постановлением Губернатора Волгоградской области от 14.05.2013 № 424,  постановления администрации Волгоградской области от 22.08.2011 № 469-п,  постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 № 1130 «Об  утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель 


населенных пунктов Волгоградской области» (далее – постановление  Губернатора № 1130). 

При этом размер арендной платы за пользование спорным земельным  участком определен арендодателем на 2013 год с учетом применения  одновременно нового размера кадастровой стоимости и коэффициента  индексации в размере 1,129. 

Руководствуясь положениями пункта 9 Правил определения размера  арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы  за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582  (далее – Постановление № 582), постановлением Губернатора № 1130, которым  изменена кадастровая стоимость спорного земельного участка, суд первой  инстанции пришел к выводу о необходимости исходить при расчете арендной  платы за 2013 год из утвержденной в установленном законом порядке  кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2013 года в размере  32 006 018 руб. 44 коп., исключив применение коэффициента индексации. 

Суд признал, что порядок расчета арендных платежей за земли,  относящиеся к публичной собственности, в том числе муниципальной,  собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная  собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением № 582. 

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 582 при заключении  договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата  рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка,  федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком  договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением  кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит  перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором  произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация  арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте  данных правил, не проводится. 

Из смысла указанной нормы права следует, что увеличение арендной  платы на размер коэффициента индексации, при исчислении такой платы,  исходя из нового размера кадастровой стоимости спорного земельного участка,  не предусмотрено. 

В соответствии с разъяснением Высшего арбитражного суда Российской  Федерации, сформулированном в абзаце 3 пункта 21 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об  отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса  Российской Федерации о договоре аренды», если в соответствии с законом или  договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять  размер арендной платы (статья 310 Гражданского кодекса Российской  Федерации), то по смыслу пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса  Российской Федерации такое изменение может осуществляться им не чаще  одного раза в год. Данный пункт введён Постановлением Пленума Высшего 


Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13 и подлежит  применению с этого момента всеми судами. 

При таких обстоятельствах суды сделали вывод, что у арендатора не  возникло обязанности уплачивать арендную плату в размере, увеличенном на  коэффициент индексации. 

Кроме того, указав, что распоряжение министерства № 281-р, вводящее  коэффициент 3 в формулу определения арендной платы, было принято  14.02.2013 и согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации  распространяется на отношения, возникшие после даты вступления его в силу,  суды сделали вывод, что он не применяется к спорному договору,  заключенному до издания этого акта. 

Не соглашаясь с указанными судебными актами в части исключения из  расчета задолженности по арендной плате коэффициента дифференциации  (К=3) и ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, 

дп

которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, комитет указывает следующее. 

Из пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики  применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре  аренды» (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 25.01.2013 № 13, размещенном на сайте Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013) следует, что к договору  аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3  статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного  регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок  определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным  органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был  установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения  формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов,  ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям,  возникшим после таких изменений. 

Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в  силу соответствующего нормативного акта. 

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки  внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской  Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной  собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской  Федерации, органами государственной власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного  кодекса Российской Федерации). 

В пункте 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ закреплено, что порядок  определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки  внесения арендной платы за использование земельных участков,  государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются  органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 


Порядок определения размера арендной платы за земельные участки,  государственная собственность на которые не разграничена, и земельные  участки, находящиеся в собственности Волгоградской области установлена  постановлением № 469-п, в котором пунктом 2.1.1 размер арендной платы за  земельные участки из категории земель населенных пунктов рассчитывается по  следующей формуле: 

А КСЗУ К К К К, где:

ви дп кан и

А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев;  КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка; 

К - коэффициент вида функционального использования земельного 

ви
участка;

К - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения 

дп

объектов, расположенных на земельном участке из категории земель  населенных пунктов; 

К - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель 

кан
населенных пунктов;
К - коэффициент индексации.
и

Таким образом, из содержания пункта 2.1.1 постановления № 469-п  следует, что коэффициент дифференциации (К) является неотъемлемым 

дп

элементом ценообразования арендной платы и подлежит применению  внезависимости от изменения кадастровой стоимости земельного участка. 

Согласно пункту 1.13 постановления № 4669-п размер арендной платы  может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае  изменения кадастровой стоимости земельных участков, коэффициентов,  применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, льгот по ее  уплате в соответствии с решениями органов государственной власти  Российской Федерации, Волгоградской области. 

В соответствии с абзацами 4, 11 пункта 1.6 постановления № 469-п  коэффициент дифференциации, применяемый при определении размера  арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде,  устанавливается нормативным правовым актом министерства. 

Распоряжением министерства от 14.02.2013 № 281-р утверждены значения  коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных  пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от  назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории  земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной  платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде -  административном центре Волгоградской области. 

Согласно пункту 27.4 приложения 2 к указанному распоряжению для  земельного участка, арендуемого обществом по договору аренды от 08.06.2010   № 9266, установлен коэффициент дифференциации в значении 3. 

Распоряжение вступило в силу с 27.02.2013.


Таким образом, комитет считает, что поскольку регулирование арендной  платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности,  осуществляется в нормативном порядке, что согласуется с положениями пункта  1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65  Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 13 от  25.01.2013 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации № 73 от 17.11.2011 «Об отдельных  вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской  Федерации о договоре аренды»», у судов отсутствовали правовые основания  для неприменения при расчете арендной платы по спорному договору с  27.02.3013 коэффициента дифференциации, установленного распоряжением  министерства от 14.02.2013 № 281-р, при том, что указанное распоряжение в  части его действия с 27.02.2013 никем не оспорено и не отменено и издано  органом исполнительной власти в пределах полномочий. 

Фактическое изменение размера арендной платы в 2013 году в результате  корректировки на коэффициент дифференциации не является изменением в  соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской  Федерации условия договора о размере арендной платы, а представляет собой  исполнение данного условия. 

Таким образом, указанные доводы жалобы комитета о существенном  нарушении судами норм материального права, которые повлияли на исход  настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и  защита нарушенного права, заслуживают внимания и признаются достаточным  основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном  порядке, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, 

определила:

жалобу Комитета по управлению государственным имуществом  Волгоградской области передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации Г.Г.Попова