ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12АП-14443/18 от 09.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС19-12395

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва9 октября 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления  Федерального казначейства по Саратовской области (далее – УФК по  Саратовской области, казначейство) на постановление Двенадцатого  арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 и постановление  Арбитражного суда Поволжского округа от 19.04.2019 по делу  № А57- 9259/2018 Арбитражного суда Саратовской области

по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области  (далее также – министерство) к казначейству о признании недействительным  представления от 29.03.2018  № 60-11-47/19-1790,

с участием заинтересованных лиц – Министерства финансов Саратовской  области, Правительства Саратовской области, Министерства финансов  Российской Федерации,

установила:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 в  удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от  28.12.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 19.04.2019, решение суда отменено в части, касающейся 


пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15 представления. В указанной части  требования министерства удовлетворены. В остальной части, касающейся  пунктов 11, 12, 13 представления, решение суда оставлено без изменения.

УФК по Саратовской области обратилось в Верховный Суд Российской  Федерации с кассационной жалобой на судебные акты апелляционной и  кассационной инстанций, считая их незаконными и необоснованными в той  части, в которой требования министерства удовлетворены. 

Письмом от 19.07.2019 дело  № А57-9259/2018 Арбитражного суда  Саратовской области истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов.

Как следует из судебных актов и материалов дела, между Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской  области были заключены соглашения от 09.02.2015  № 79/17-с, 09.07.2015   № 1109/20-с, от 02.02.2016  № 54/17-с, предметом которых являлось  предоставление Саратовской области из федерального бюджета субсидии на  софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий в  рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и  продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской  Федерации от 14.07.2012  № 717.

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и  Министерством сельского хозяйства Саратовской области было заключено  соглашение от 14.05.2015  № 709/10-с о предоставлении субсидии из  федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств  Саратовской области по реализации мероприятий федеральной целевой  программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на  период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства  Российской Федерации от 15.07.2013  № 598.

УФК по Саратовской области провело проверку министерства по вопросу  соблюдения условий предоставления и расходования субсидии из федерального  бюджета. По результатам проверки казначейство пришло к выводу о 


допущенных министерством нарушениях и вынесло в его адрес представление  от 29.03.2018  № 60-11-47/19-1790.

По мнению казначейства, министерством было допущены нарушения  пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правил  предоставления субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации, условий соглашений, которые  выразились в финансировании из бюджета Саратовской области расходных  обязательств, на реализацию которых предоставлялись субсидии, в меньшем  объеме, чем это предусмотрено соглашениями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований,  руководствовался статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и  исходил из того, что бюджетные полномочия министерства предоставляют ему  возможность вносить предложения по формированию и изменению лимитов  бюджетных обязательств; вносить предложения по формированию и  изменению сводной бюджетной росписи. Министерство полномочно  определять очередность и направление расходов, вносить предложения,  обеспечивающие соразмерное расходование средств субсидии и бюджета  Саратовской области, но такой механизм, обеспечивающий условия  выполнения соглашения, министерство не применило.

Суд апелляционной инстанции, отклоняя позицию суда первой инстанции  в части нарушений, касающихся соглашений от 09.02.2015  № 79/17-с,  09.07.2015  № 1109/20-с, от 02.02.2016  № 54/17-с, руководствовался  положениями статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  условиями указанных соглашений, и исходил из того, что пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6,  7, 8, 9, 10, 14, 15 представления ненадлежаще адресованы министерству. Суд  учел, что стороной указанных соглашений являлось Правительство  Саратовской области, которое обязалось обеспечить финансирование  мероприятий, на выполнение которых предоставлялась субсидия, из бюджета  субъекта Российской Федерации в определенном объеме. Обязательств,  вытекающих из условий соглашений, а также из положений действующего  законодательства непосредственно для министерства, суд не усмотрел.

Суд кассационной инстанции позицию апелляционного суда поддержал.

В кассационной жалобе УФК по Саратовской области возражает против  приведенных выводов, повторяя свою позицию по настоящему делу,  поддержанную судом первой инстанции.  

Оценка доводов, изложенных в кассационной жалобе, применительно к  материалам дела показывает следующее.

Представление казначейства от 29.03.2018  № 60-11-47/19-1790 в пунктах  1-15 содержит описание и обоснование вмененных Министерству сельского 


хозяйства Саратовской области нарушений, выявленных в ходе проверки.  Сумма всех нарушений в денежном выражении составила 86 232 493 рубля 

Федеральным казначейством по результатам той же проверки  подготовлено и направлено в адрес Министерства финансов Российской  Федерации уведомление от 23.04.2018  № 07-04-04/09-7677 о применении  бюджетных мер принуждения по основаниям наличия в действиях  Министерства сельского хозяйства Саратовской области бюджетного  правонарушения, предусмотренного статьей 306.8 Бюджетного кодекса  Российской Федерации.

Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2018   №№ 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606, 607, 608 к Саратовской  области применены бюджетные меры принуждения в виде бесспорного  взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета  бюджету Саратовской области, в общей сумме 54 546 485 рублей 24 копейки. 

Из пояснений Министерства финансов Российской Федерации,  имеющихся в деле, следует, что корректировка суммы нарушения была  произведена Федеральным казначейством с учетом последующего исполнения  обязательств Саратовской области: в 2016 г. – по соглашениям 2015 г. и в  2017 г. – по соглашениям 2016 г.

Исходя из смысла пунктов 67, 68 Правил осуществления Федеральным  казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации  от28.11.2013  № 1092, Федеральное казначейство самостоятельно рассматривает  акты и иные материалы выездных проверок, проведенных его  территориальными органами, и по итогам формулирует самостоятельные  выводы относительно обстоятельств допущенных проверяемыми субъектами  нарушений. Данные выводы Федеральное казначейство непосредственно  отражает в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.

Материалы дела свидетельствуют, что с вынесением Федеральным  казначейством уведомления о применении бюджетных мер принуждения от  23.04.2018  № 07-04-04/09-7677 выводы УФК по Саратовской области  относительно нарушений, допущенных Министерством сельского хозяйства  Саратовской области, указанных в представлении от 29.03.2018  № 60-11-47/19- 1790, были фактически пересмотрены вышестоящим органом.

СВ учетом данных обстоятелшьств, доводы кассационной жалобы УФК  по Саратовской области применительно к содержанию судебных актов, 


обстоятельствам, отраженным в материалах дела, не свидетельствуют о  допущенных судами существенных нарушениях норм права, без устранения  которых невозможно восстановить права и законные интересы казначейства и  которые могут явиться основанием для отмены судебных актов Судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федерального  казначейства по Саратовской области с делом для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации