ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12АП-16897/18 от 06.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС19-12769

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва06 августа 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационные жалобы Комитета по градостроительству, архитектуре и  капитальному строительству администрации муниципального образования  «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город  Саратов» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.11.2018,  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019  и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2019 по делу   № А57-18543/2018

по заявлению администрации муниципального образования «Город  Саратов» (далее – администрация) о признании недействительным решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области  (далее - антимонопольный орган, управление) от 09.07.2018 по делу  № 11-49/ов

и заявлению Комитета по градостроительству, архитектуре и  капитальному строительству администрации муниципального образования  «Город Саратов» (далее – комитет) о признании незаконным бездействия  Комиссии антимонопольного органа по рассмотрению дел о нарушениях  антимонопольного законодательства (далее – комиссия), выразившегося в  ненаправлении в установленный законом срок решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства в адрес комитета, и недействительным  решения комиссии в части признания комитета нарушившим пункт 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –  Закон о защите конкуренции) (с учетом объединения дел  № А57-18543/2018 и   № А57-18895/2018 в одно производство),

при участии в деле в качестве заинтересованных лиц - Управления  Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, Комитета по  управлению имуществом города Саратова, общества с ограниченной 


ответственностью «МОТОР» (далее – ООО «МОТОР»), акционерного общества  «Шелдом» (далее – АО «Шелдом»), прокуратуры Саратовской области,

установил:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.02.2019 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 23.05.2019, в удовлетворении заявленных требований  отказано.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, комитет и администрация, ссылаясь на существенное нарушение  норм права, просят отменить судебные акты и удовлетворить заявления.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалобы могут быть  переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, в управление поступило  представление прокуратуры Саратовской области на действия администрации,  комитета, ООО «МОТОР» и АО «Шелдом» в связи с заключением соглашения,  направленного на ограничение и недопущение конкуренции.

В ходе проверки поступивших документов антимонопольным органом  установлено, что действия названных лиц по изменению вида разрешенного  использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010246:0055 с  «автостоянка» на «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка):  многоквартирные дома (от 9 надземных этажей и выше), в том числе, со  встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями»  являлись следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении,  направленном на фактическое предоставление АО «Шелдом» земельного  участка для строительства многоквартирного дома в нарушение требований  действующего законодательства без проведения торгов, что могло привести к  ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок  жилищного строительства.

Данные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о  признании администрации, комитета, ООО «МОТОР» и АО «Шелдом»  нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.


Считая решение незаконным, администрация и комитет обратились в  арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив  представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь  положениями статей 4, 15, 16 Закона о защите конкуренции, статей 7, 28, 30.1,  31, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 30, 37  Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 615 Гражданского  кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 2  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 30.06.2008  № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с  применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»,  принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в  законную силу судебными актами по делу  № А57-16140/2017, пришли к выводу  о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия  оспоренного решения, соблюдении комиссией управления требований  антимонопольного законодательства при рассмотрении дела и своевременности  направления принятого по его результатам решения в адрес заявителей.

При этом судебные инстанции указали на доказанность

управлением совокупности обстоятельств, свидетельствующих о заключении  вышеуказанными лицами антиконкурентного соглашения, направленного на  предоставление земельного участка в аренду ООО «МОТОР» без конкурсных  процедур с целью последующего изменения вида его разрешенного  использования путем заключения соглашения к договору аренды в обход  процедуры торгов для последующей передачи данного земельного участка 

АО «Шэлдом».

Вместе с тем судами отмечено, что находящийся в муниципальной  собственности земельный участок изначально был предоставлен в аренду для  определенной в договоре цели (автостоянка) без проведения торгов в  соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.  Изменение условий такого договора на аренду для жилищного строительства  могло быть осуществлено только при проведении аукциона.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, повторяют позиции  администрации и комитета по спору, являлись предметом рассмотрения судов 

и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных  обстоятельств дела.

Несогласие заявителей жалоб с выводами судов, иная оценка ими  фактических обстоятельств дела и иное толкование применительно к ним  положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной  ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм  материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела.

При таких обстоятельствах, оснований для передачи кассационных жалоб  на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации не имеется.


Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать Комитету по градостроительству, архитектуре и капитальному  строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и  администрации муниципального образования «Город Саратов» в передаче  кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации М.К. Антонова