ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12АП-2968/19 от 05.11.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС19-20738

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва05 ноября 2019 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу Федерального государственного унитарного  предприятия «Промсервис» Федеральной службы исполнения наказаний  (далее – предприятие, ФГУП «Промсервис» ФСИН России) на решение  Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2019, постановление  Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 и  постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2019 по делу   № А57-19729/2018

по заявлению предприятия о признании недействительными решения и  предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по  Саратовской области (далее – антимонопольный орган, управление)  от 17.08.2018 по делу  № 3-17/ОП,

при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора – общества с ограниченной  ответственностью «Агромикс» (далее – ООО «Агромикс»), ФИО1 (далее – ФИО1),

установил:

решением суда первой инстанции от 04.02.2019, оставленным без  изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 


от 16.04.2019 и Арбитражного суда Поволжского округа от 07.08.2019, в  удовлетворении заявленных требований отказано.

В жалобе предприятие ставит вопрос об отмене принятых по делу  судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие  выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, ФГУП «Промсервис» ФСИН России  является единственным предприятием, осуществляющим торговую  деятельность в местах лишения свободы на территории Саратовской области,  оказывает, в числе прочих, услуги по оптовой и розничной торговле пищевыми  продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в помещениях,  переданных ему на праве безвозмездного пользования.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1, поступившего  из Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в  исправительных учреждениях области, о нарушениях антимонопольного  законодательства, выразившихся в завышении цен на товары, реализуемые в  магазине предприятия, находящемся на территории ФКУ ИК-4 ФСИП России,  управлением принято оспариваемое решение.

Антимонопольным органом предприятие признано нарушившим  пункт 5 части 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009  № 381-ФЗ 

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в  Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  № 381-ФЗ).

Предписанием управления на ФГУП «Промсервис» ФСИН России  возложена обязанность принять меры, направленные на надлежащее  исполнение требований пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона   № 381-ФЗ при осуществлении торговой деятельности.


Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и  оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со  статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ 

«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального  закона  № 381-ФЗ, Федерального закона от 03.07.2016  № 273-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования  торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской  Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный  закон  № 273-ФЗ), Федерального закона от 03.07.2016  № 264-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные  законодательные акты Российской Федерации», пришли к выводу о том, что  ненормативные акты антимонопольного органа соответствуют закону и не  нарушают права и законные интересы заявителя.

Судебные инстанции исходили из того, что в 2017 году при продлении  срока действия договора комиссии, заключенного с ООО «Агромикс»  (комитент), и его исполнении заявителем допущено нарушение требований  пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона  № 381-ФЗ.

Суды приняли во внимание, что на момент заключения договора комиссии  ограничений в части осуществления розничной торговли с использованием  договора комиссии в Федеральном законе  № 381-ФЗ установлено не было  (соответствующие изменения внесены Федеральным законом  № 273-ФЗ,  вступившим в силу 15.07.2016). 

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона   № 273-ФЗ условия такого договора должны были быть приведены в  соответствие с Федеральным законом  № 381-ФЗ (в новой редакции)  до 01.01.2017. Однако какие-либо меры по изменению указанных договорных  обязательств либо расторжению договора комиссии заявителем приняты не  были, договор комиссии с 01.01.2017 фактически продолжал исполняться.

Суды пришли к выводу о том, что данное нарушение противоречит  принципам антимонопольного регулирования в области осуществления  деятельности торговых организаций, ограничивает конкуренцию и нарушает  права лиц, осуществляющих деятельность по поставке товаров, лишая их  возможности участия в реализации товаров в исправительных учреждениях.

Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что антимонопольным  органом не проводился анализ состояния конкуренции на товарном рынке и не  составлялся аналитический отчет, о нераспространении положений  Федерального закона  № 381-ФЗ на деятельность предприятия, о допустимости  действий в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите 


конкуренции, являлись предметом рассмотрения судов и получили  надлежащую правовую оценку, основаны на ошибочном толковании норм  права и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не  опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм  материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не  являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в  кассационном порядке.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Федеральному государственному унитарному предприятию  «Промсервис» Федеральной службы исполнения наказаний в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова