ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 12АП-9839/2014 от 15.06.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 306-КГ15-5811

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 июня 2015 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Козлова О.А., рассмотрев  кассационные жалобы Комитета государственного регулирования тарифов  Саратовской области и Правительства Саратовской области на решение  Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2014 по делу   № А57-7363/2014, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного  суда от 28.11.2014 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа  от 20.02.2015 по тому же делу 

по заявлению открытого акционерного общества «Саратовская  пригородная пассажирская компания» (далее – общество) к Комитету  государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее –  комитет) о признании незаконными действий комитета по утверждению  экономически обоснованных затрат общества в сумме 302 905 рублей 57  копеек; утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на  услуги общества в сумме 19 рублей 80 копеек за 10 пассажирокилометров,  исключении части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного  подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного  подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и 


капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068  рублей 81 копейки из состава экономически обоснованных затрат общества на  2014 год. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное  общество «Российские железные дороги», Правительство Саратовской области  (далее – правительство), Министерство транспорта и дорожного хозяйства  Саратовской области, 

установил:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2014,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.11.2014 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 20.02.2015, заявленные требования удовлетворены. 

В жалобе заявителями (комитетом и правительством) ставится вопрос об  отмене судебных актов по мотиву нарушения норм материального и  процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим  обстоятельствам дела. 

Согласно пункту 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья  Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в  передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела. 

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением, общество указало, что при  установлении тарифа на 2014 год не были приняты во внимание расчеты и  иные обосновывающие документы, подтверждающие экономически 


обоснованный уровень его затрат по договорам аренды подвижного состава  (моторвагонный подвижной состав, рельсовые автобусы), не производился  расчет тарифа с применением Методики расчета экономически обоснованных  затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов  естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным  транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах  Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по  тарифам от 28.09.2010 № 235-т/1. Действия комитета по исключению части  расходов по договорам с ОАО «РЖД» из состава экономически обоснованных  затрат ОАО «Саратовская ППК» лишили общество на полное покрытие  выпадающих расходов из государственного регулирования тарифов в 2014 году  за счет субсидии в соответствии с постановлением Правительства Саратовской  области от 31.03.2013 № 42-П, права на возмещение убытков за счет бюджета  Саратовской области на основании постановления Правительства Российской  Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного  регулирования цен (тарифов)». 

При рассмотрении заявления, суды руководствовались Федеральным  законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации», федеральными  законами от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 10.01.2003   № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,  постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643  «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в  отношении работ (услуг) естественных монополий в сфере железнодорожных  перевозок» (далее – постановление Правительства Российской Федерации   № 643), приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010   № 235-т/1, которым утверждена Методика расчета экономически обоснованных  затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов  естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным 


транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах  Российской Федерации (далее – методика). 

Суды пришли к выводу о том, что при установлении для общества тарифа  на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном  сообщении комитетом не были применены пункты 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4  методики. Следствием указанных нарушений явилось то, что в экономически  обоснованных затратах, учитываемых при формировании цен (тарифов) на  услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего  пользования в пригородном сообщении в Саратовской области для общества на  2014 год некорректно учтены экономически обоснованные расходы по статьям  затрат: «Плата за пользование подвижным составом», «Управление и  эксплуатация подвижного состава», «Текущий ремонт подвижного состава»,  «Капитальный ремонт подвижного состава», «Техническое обслуживание  подвижного состава». 

Доказательств, опровергающих данные выводы, комитетом, не  представлено. 

Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в  целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного  транспорта и пользователей их услугами (пункт 4 постановления  Правительства Российской Федерации № 643). 

При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при  формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий на  железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области  государственного регулирования тарифов руководствуются методикой,  согласно пункту 9 которой основным методом для расчетов является метод  экономически обоснованных затрат. При этом прогноз затрат субъекта  регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном  сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется с  применением: регулируемых государством цен (тарифов), включая цены 


(тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных  значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей  промышленной продукции, определяемых прогнозом социально- экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта  Российской Федерации, доведенных на текущий период и период  регулирования; цен, установленных на основании договоров, заключенных по  результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным  законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки  товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд; данных, полученных по результатам экспертиз,  проводимых регулирующим органом. 

Не обладая собственным подвижным составом и локомотивными  бригадами, общество ежегодно заключает соответствующие договоры аренды с  ОАО «РЖД» в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по  перевозке пассажиров на территории Саратовской области (договоры  от 25.12.2012 № 87/12/ЦЦМВ, от 25.12.2012 № 86/12/ЦДМВ, от 27.12.2012   № 98/12/ЦДМВ, от 31.12.2013 № 292/13/ЦДМВ, от 18.02.2014 № 49/14/ЦДМВ). 

В рамках указанных договоров оказываются услуги по предоставлению  железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации  железнодорожного подвижного состава, проведению технического  обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного  подвижного состава. 

Комитетом не в полном объеме учтены расходы общества по договорам  аренды подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав,  рельсовые автобусы). Между тем обоснованность несения затрат по договорам  аренды обществом подтверждена материалами дела. 

Включение расходов по аренде транспортных средств в состав  экономически обоснованных затрат, принимаемых при расчете тарифов на  перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, прямо предусмотрено  методикой, которая являясь нормативно-правовым актом, подлежит 


обязательному применению и исполнению на территории Российской  Федерации. 

Заключенные договоры аренды подвижного состава с экипажем на 2013  год от 25.12.2012 № 87/12/ЦДМВ, от 25.12.2012 № 86/12/ЦДМВ, от 27.12.2012   № 98/12/ЦДМВ, рассмотренные комитетом, были одобрены Советом  директоров и Общим собранием акционеров общества в соответствии с  положениями Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ). 

Акционерами общества являются ОАО «РЖД» и Саратовская область в  лице Комитета транспорта Саратовской области. Договоры аренды подвижного  состава с экипажем, заключенные между ОАО «РЖД» и обществом, в  соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ, как сделки с  заинтересованностью, прошли одобрение со стороны Правительства  Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области – как  акционера общества, имеющего право голосования по данным сделкам. Как  следует из протокола от 17.12.2012 № 5/12 собрания акционеров общества,  ОАО «РЖД» в голосовании не участвовало, как лицо имеющее  заинтересованность. 

Ни одна из заключенных сделок не была признана недействительной  (незаконной). 

Затраты общества на оплату услуг по аренде подвижного состава с  экипажем, которые рассматривались комитетом, подтверждены первичными  учетными документами – актами оказанных услуг за 2013 год, оформленными в  соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете. 

Нарушений норм материального права, а также норм процессуального  права, влекущих за собой безусловную отмену оспариваемых судебных актов,  судами не допущено. 

Приведенные заявителями доводы были предметом рассмотрения судами и  получили надлежащую правовую оценку. Несогласие заявителей с  установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств не 


является основанием для пересмотра судебных актов в Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

определил:

отказать Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской  области и Правительству Саратовской области в передаче кассационных жалоб  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда О.А. Козлова
Российской Федерации