ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-14207/18 от 27.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС19-6392

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва27.05.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  кассационную жалобу Калининградской областной таможни Федеральной  таможенной службы Российской Федерации на постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 и постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2019  по делу  № А21-1208/2018 Арбитражного суда Калининградской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Эко-Втор» (Калининградская обл., пос. Васильково; далее – общество)  о признании незаконным требования Калининградской областной таможни  Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - таможня,  таможенный орган) от 12.01.2018  № 10012000/120118/0000004 об уплате  таможенных платежей (далее - требование),

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.04.2018  в удовлетворении заявления отказано.


Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.09.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда  Северо-Западного округа от 24.01.2019, решение суда первой  инстанции отменено, заявление общества удовлетворено. 

В жалобе таможенный орган ссылается на нарушение судами норм  материального права, указывает на применение судами норм права, не  подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6, части 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, основанием  для вынесения оспариваемого требования таможни явился факт использования  обществом товара за пределами особой экономической зоны (ОЭЗ) в  Калининградской области, а именно – в акватории Балтийского моря, что  является нарушением ограничений, установленных нормами федерального  законодательства.

Между тем, отменяя решение суда первой инстанции, суды  апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь нормами  Таможенного кодекса Таможенного союза и Федеральным законом  от 10.01.2006  № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской 


области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты  Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  № 16-ФЗ), применительно  к конкретным обстоятельствам настоящего дела исходили из смысла и целей  создания ОЭЗ в Калининградской области, к которым отнесены создание  благоприятных условий для социально-экономического развития региона с  учетом его специфического географического положения и значения для  геополитических интересов Российской Федерации, привлечение инвестиций,  развитие портовой и транспортной инфраструктуры и др.

Суд апелляционной инстанции указал на то, что терминал по приему,  хранению и регазификации сжиженного природного газа, при строительстве  которого использован ввезенный обществом товар (щебень), включает в себя  морскую и сухопутную части. В состав морских объектов терминала входят  морской причал, плавучая регазификационная установка, подводный  газопровод от регазификационного судна к берегу (5 км), морской кабель  ВОЛС (5 км), береговой участок газопровода протяженностью 110 м. К  сооружениям сухопутного участка относятся линейная часть газопровода  протяженностью 8 148 км с объектами инфраструктуры (крановые узлы, узлы  приема ВТУ, узел редуцирования, ГИС, пункты телемеханики,  трансформаторные подстанции и т.п.).

При этом в разрешительной и технической документации  местоположение объекта определено как Калининградская область.

Кроме того, суды апелляционной и кассационной инстанции указали на  то, что Федеральным законом от 05.12.2017  № 393-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам  социально-экономического развития Калининградской области», вступившим в  силу с 01.01.2018, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального  закона  № 16-ФЗ изменены: ОЭЗ в Калининградской области определена как  территория Калининградской области и примыкающие к территории  Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море  Российской Федерации, в пределах границ которых действует специальный 


правовой режим осуществления хозяйственной, производственной,  инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная  процедура свободной таможенной зоны.

При таких обстоятельствах в настоящем случае доводы заявителя не  могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке  кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской  Федерации. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

Н.В. Павлова