ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-14270/18 от 15.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС19-3910

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва15 апреля 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив  кассационную жалобу Управления социального питания Правительства 

Санкт-Петербурга (далее – учреждение) на постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 и постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2018 по делу  № А56- 89921/2017 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области 

по заявлению управления о признании недействительными решения и  предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по 

Санкт-Петербургу (далее – антимонопольный орган, управление) от 09.08.2017  по делу  № К03-145/15,

при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора – общества с ограниченной  ответственностью «Кайдзен Кейтеринг», Правительства Санкт-Петербурга, 

установил:

решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 25.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 31.08.2018 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении  требований отказано.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 26.12.2018  постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, управление просит отменить постановления судов апелляционной 


инстанции и округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального  и процессуально права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра  судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу  судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть  передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, антимонопольным органом  вынесено решение от 09.08.2017, в соответствии с которым в действиях  учреждения признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите  конкуренции).

Антимонопольным органом установлено нарушение, которое выразилось в  утверждении распоряжением от 27.07.2009  № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по  реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 

 № 873» (далее – распоряжение) Типовой документации, не соответствующей  требованиям Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной  системе).

Кроме этого, по мнению управления, несовершение действий в целях  приведения данного распоряжения в соответствие с требованиями Закона о  контрактной системе, привело к применению в Санкт-Петербурге процедуры  конкурсного отбора, не соответствующего требованиям федерального  законодательства, и могло привести к недопущению, ограничению  конкуренции при проведении конкурсных отборов на право заключения  договора об организации социального питания в учреждениях 

Санкт-Петербурга, нарушению порядка определения победителя, к  необоснованному препятствованию осуществления деятельности  хозяйствующими субъектами на рынке услуг общественного питания. 

Предписанием антимонопольного органа на учреждение возложена  обязанность по устранению нарушения законодательства о контрактной  системе.

Не соглашаясь с указанными ненормативными актами управления,  учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их  недействительными.


Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной  инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции,  положениями Закона о контрактной системе, Закона Санкт-Петербурга от  24.09.2008  № 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге»,  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015  № 99 «Об  установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных  видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине  их технической (или) технологической сложности, инновационного,  высокотехнологичного или специализированного характера способны  поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители),  имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов,  подтверждающих соответствие участников закупки указанным  дополнительным требованиям» (далее – Постановление  № 99), постановлением  Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009  № 873 «О мерах по реализации  Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге»,  пришел к выводу о том, что ненормативные акты антимонопольного органа  соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, с  чем согласился суд округа.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что порядок закупки услуг  определяется Законом о контрактной системе, а Типовая документация своими  положениями противоречит указанному закону, а также Постановлению  № 99  в части установления требований к наличию в уставе организации  общественного питания видов деятельности по оказанию услуг общественного  питания (для юридических лиц); наличию у организации общественного  питания опыта работы по оказанию услуг общественного питания не менее  пяти лет; отсутствию нарушений законодательства о качестве и безопасности  пищевых продуктов, законодательства в области санитарно-  эпидемиологического благополучия населения, правил оказания услуг  общественного питания; отсутствию у организации общественного питания  задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в Типовой документации  усматривается ограничение в отношении осуществления отдельных видов  деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное  препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в  том числе путем установления не предусмотренных законодательством  Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;  ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров; создание  дискриминационных условий при проведении конкурсного отбора; создание  преимущественных условий участия в конкурсном отборе отдельным  хозяйствующим субъектам, что противоречит части 1 статьи 15, части 1 статьи  17 Закона о защите конкуренции.

Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не принимаются  судом в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов,  поскольку основаны на ошибочном толковании положений закона и  направлены на переоценку выводов судов, установленных на основании оценки 


представленных в материалы дела доказательств, не подтверждают  существенных нарушений судами апелляционной инстанции и округа норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не могут служить основанием для передачи жалобы на  рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Управлению социального питания Правительства

Санкт-Петербурга в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова