ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-16539/17 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-АД17-18956

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело  № А56-21697/2017

г. Москва08.08.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. изучил  по материалам истребованного дела кассационную жалобу Агентства  по тарифам и ценам Архангельской области (далее – административный орган)  на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.11.2018 и на постановление Арбитражного суда Северо–Западного округа  от 25.03.2019 по делу  № А56-21697/2017 Арбитражного суда города Санкт– Петербурга и Ленинградской области,

по заявлению акционерного общества «Группа «Илим» (далее –  общество) к административному органу об оспаривании постановления  о привлечении к административной ответственности,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной  антимонопольной службы,


установил:

общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления административного органа от 20.03.2017   № 22АП/2017 о привлечении к административной ответственности  на основании части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением  наказания в виде 29 728 136 рублей 18 копеек штрафа.

Решением Арбитражного суда города Санкт–Петербурга  и Ленинградской области от 01.06.2017, оставленным без изменения  постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 31.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.  Постановлением Арбитражного суда Северо–Западного округа от 19.02.2018  указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение  в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечена Федеральная антимонопольная  служба (далее – ФАС России).

По итогам нового рассмотрения дела решением суда первой инстанции  от 03.09.2018 заявленное обществом требование удовлетворено частично,  оспоренное постановление административного органа изменено, размер  назначенного административного штрафа снижен до 14 864 068 рублей  09 копеек.

Суд апелляционной инстанции постановлением от 26.11.2018,  оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо– Западного округа от 25.03.2019, решение Арбитражного суда города Санкт– Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2018 отменил, признал  незаконным и отменил оспоренное постановление от 20.03.2017  № 22АП/2017  о привлечении к административной ответственности.


В кассационной жалобе административный орган ставит вопрос  об отмене постановлений суда апелляционной инстанции от 26.11.2018 и суда  округа от 25.03.2019, в связи с допущенным, по его мнению, нарушением норм  материального и процессуального права.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли  на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, далее также – АПК РФ).

При изучении доводов кассационной жалобы по материалам  истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов и материалов дела, административным  органом выявлено, что общество в период с 31.03.2016 по 30.06.2016  осуществляло продажу частным субъектам (в том числе войсковым частям,  федеральным казенным учреждениям, муниципальным унитарным  предприятиям, акционерным обществам, обществам с ограниченной  ответственностью, индивидуальным предпринимателям) электрической  энергии, производимой его филиалом в г. Коряжме, по тарифам 2,58 руб./кВт.ч,  и 2,72 руб./кВт.ч, не соответствующим тарифу 1,45 руб./кВт.ч, установленному  Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области  от 24.11.2015  № 66-э/1 «Об установлении тарифов на электрическую энергию  (мощность), производимую ОАО «Группа Илим» на территории  муниципального образования «Город Коряжма».


Указанные обстоятельства послужили основанием составления  в отношении общества протокола от 06.03.2017  № 22АП/2017  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6  КоАП РФ, и вынесения оспоренного постановления от 20.03.2017   № 22АП/2017.

Суды апелляционной инстанции и округа, принимая постановления  от 26.11.2018 и от 25.03.2019, соответственно, руководствовались, в том числе,  нормами Федерального закона от 26.03.2003  № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  КоАП РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010   № 770 «Об определении территорий неценовых зон оптового рынка  электрической энергии (мощности)» (действовавшего в рассматриваемом  периоде), Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011   № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)  в электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных  рынков электрической энергии, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 04.05.2012  № 442, учли позицию  ФАС России и пришли к выводу об отсутствии вины общества в совершении  вмененного ему административного правонарушения.

Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами,  административный орган, в том числе, полагает, что в деянии общества имел  место состав административного правонарушения, а выводы об отсутствии  вины общества не соответствуют материалам дела и фактическим  обстоятельствам.

Доводы административного органа заслуживают внимания, в связи с чем  кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 – 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации


определил:

передать кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам  Архангельской области с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда Д.В. Тютин
Российской Федерации