ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-17416/2021 от 11.03.2022 Верховного Суда РФ

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС22-435

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва11.03.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев  жалобу (заявление) администрации муниципального округа города Кировска с  подведомственной территорией Мурманской области на решение Арбитражного  суда Мурманской области от 16.04.2021, постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 и постановление Арбитражного  суда Северо-Западного округа от 26.11.2021 по делу  № А42-6346/2020,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Хибинская тепловая компания» (далее – Компания)  обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в  порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), о признании недействительным постановления администрации  муниципального округа города Кировска с подведомственной территорией  Мурманской области (далее – Администрация) от 06.08.2020  № 691 «Об  определении организации для содержания и обслуживания выявленных  бесхозяйных сетей теплоснабжения» (далее – Постановление  № 691).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению  муниципальной собственностью Администрации (далее – Комитет),  межмуниципальный отдел по городу Кировск и городу Апатиты Управления  Росреестра по Мурманской области, акционерное общество «Апатит» (далее – 


[A2] Общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Мурманской области.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2021,  оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.07.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2021, требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на  существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что осуществить  передачу в собственность муниципального образования спорных участков  тепловых сетей с передачей технической документации и составлением актов  приема передачи не представляется возможным в связи с тем, что письмом  от 26.05.2020 Общество сообщило об отсутствии у него прав на данное  имущество. Администрацией представлены доказательства того, что сам  застройщик не учитывал здания социальных объектов и прилегающие к ним  инженерные сети как единый объект.Подписанные руководителями  муниципальных учреждений акты разграничения тепловых сетей по балансовой  принадлежности и эксплуатационной ответственности не могут служить  подтверждением наличия права муниципальной собственности и права  оперативного управления учреждений на спорные сети теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации,  если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы  кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, 30.04.2020 Администрацией принято  постановление  № 434 «Об определении организации для содержания и  обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения» (далее –  Постановление  № 434), в котором названо бесхозяйным имуществом 38 объектов,  указанных в Приложении к постановлению, прилегающих к муниципальным  учреждениям (дошкольным образовательным учреждениям, школам, объектам  культуры и спорта).

Согласно Постановлению  № 434, в связи с проведенной инвентаризацией  объектов теплоснабжения и выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения,  присоединенных непосредственно к сетям, находящимся у Компании, в целях  обеспечения своевременного и качественного решения вопросов бесперебойного  теплоснабжения в границах территории муниципального образования город  Кировск до признания права собственности на бесхозяйные объекты, Компания 


[A3] определена обслуживающей организацией на сети теплоснабжения,  перечисленные в Приложении к Постановлению  № 434.

Указанным постановлением Комитету поручено обеспечить проведение  работ по постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного. 

Также Администрацией 22.05.2020 принято постановление  № 485 «О  внесении изменений в Перечень выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения,  приведенный в постановлении администрации города Кировска от 30.04.2020   № 434 «Об определении организации для содержания и обслуживания  выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения» (далее – Постановление  № 485),  которым из числа бесхозяйных исключены объекта сетей теплоснабжения,  расположенные в н.п. Коашва (строки Приложения к Постановлению   № 16, 18, 28, 34).

По обращению Компании Прокуратурой города Кировска проведена  проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства при  выявлении бесхозяйных сетей теплоснабжения, по результатам которой 03.07.2020  Администрации внесено представление об устранении нарушений  законодательства при выявлении бесхозяйных сетей теплоснабжения.

Постановлением Администрации от 06.08.2020  № 691 Постановление  № 434  и Постановление  № 485 признаны утратившими силу.

Согласно Постановлению  № 691, в связи с проведенной инвентаризацией  объектов теплоснабжения и выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения,  присоединенных непосредственно к сетям, находящимся у Компании, в целях  обеспечения своевременного и качественного решения вопросов бесперебойного  теплоснабжения в границах территории муниципального образования город  Кировск с подведомственной территорией до признания права собственности на  бесхозяйные объекты, Компания определена обслуживающей организацией на  сети теплоснабжения, перечисленные в Приложении к Постановлению  № 691.

Также Компании рекомендовано обратиться в Комитет по тарифам и ценам  Мурманской области для включения затрат на содержание, ремонт, эксплуатацию  бесхозяйных тепловых сетей, указанных в Приложении к Постановлению  № 691, в  тариф в порядке, установленном основами ценообразования в сфере  теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комитету поручено обеспечить проведение работ по постановке на учет в  Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Мурманской области и Республике Карелия в качестве  бесхозяйных тепловых сетей, указанных в Приложении к Постановлению  № 691.

Ссылаясь на незаконность Постановления  № 691, Компания обратилась в  арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные  доказательства, руководствуясь статьями 135, 225 Гражданского кодекса  Российской Федерации, статьями 2, 15, 16 Федерального закона от 27.07.2010   № 190-ФЗ «О теплоснабжении», суды удовлетворили заявленные требования,  признав Постановление  № 691 не соответствующим действующему  законодательству, незаконно возлагающим на Компанию бремя финансовых  затрат по содержанию и обслуживанию тепловых сетей зданий муниципальной  собственности.


[A4] В приложении к Постановлению  № 691 приведен перечень сетей  теплоснабжения, присоединенных к нежилым зданиям социального значения  (дошкольные образовательные учреждения, школы, объекты культуры и спорта),  тогда как застройщиком указанных объектов и спорных сетей теплоснабжения  являлось производственное объединение «Апатит» (в настоящее время Общество).

На основании решения Кировского городского Совета народных депутатов  (7 сессия 21 созыва) от 15.05.1992, Плана приватизации производственного  объединения «Апатит» им. С.М.Кирова, утвержденного 28.04.1994, дошкольные  учреждения, жилищное хозяйство с производственной базой ЖКУ и  благоустройством территории, спортивные учреждения и прочие объекты  соцкультбыта передавались в муниципальную собственность.

Постановлением Главы администрации города Кировска от 07.02.1996  № 61  «О приеме жилищного и нежилого фонда в муниципальную собственность города  Кировска» отделу коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации  города Кировска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города  Кировска поручено принять в муниципальную собственность города Кировска  жилищный и нежилой фонда с производственной базой, обслуживающей  перечисленные объекты, не включенные в уставный капитал Общества при его  приватизации.

Судами установлено, что спорные тепловые сети были построены и сданы в  эксплуатацию вместе с перечисленными в приложении к Постановлению  № 691  объектами социального значения (дошкольные образовательные учреждения,  школы, объекты культуры и спорта).

После приватизации производственного объединения «Апатит» здания  дошкольных, спортивных учреждений, школ и объектов соцкультбыта перешли в  муниципальную собственность и позднее были переданы муниципальным  учреждениям на праве оперативного управления.

Актами разграничения тепловых сетей по балансовой принадлежности и  эксплуатационной ответственности сторон подтверждается факт нахождения на  балансе муниципальных учреждений спорных объектов.

Таким образом, судами установлено, что спорные тепловые сети находятся в  муниципальной собственности.

Негативные последствия не совершения Администрацией действий по  регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты не могут  быть возложены на Компанию посредством издания оспариваемого  постановления, обязывающего последнюю нести расходы по содержанию не  принадлежащего ей (муниципального) имущества.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами  нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили  достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене  обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:


[A5] отказать в передаче кассационной жалобы администрации муниципального  округа города Кировска с подведомственной территорией Мурманской области  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова