ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-17605/19 от 03.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 307-ЭС20-7263

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. ФИО1 июня 2020 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного  учреждения «Северный экспедиционный отряд аварийно спасательных работ»  (далее – ФГБУ «ФИО2 АСР», учреждение) на постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.02.2020 по делу   № А42-1175/2019 Арбитражного суда Мурманской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Морская  фирма «Сталактит» (далее – ООО МФ «Сталактит», общество) к учреждению о  признании недействительным решения от 09.11.2018 об изъятии свидетельства  об управлении безопасностью рыболовного судна «МРТК-0775», бортовой  номер К-2193,

установила:

решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019,  оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 01.11.2019, в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от  07.02.2020 указанные судебные акты отменены, заявленные требования  удовлетворены.


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ФГБУ «Северный ЭО АСР» ставит вопрос об отмене  постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение норм  материального права, неприменение приказа Федерального агентства по  рыболовству от 21.09.2009  № 836, подлежащего применению.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, ФГБУ «ФИО2 АСР» в рамках  имеющихся полномочий по освидетельствованию рыбопромысловых судов и  их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по  управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения  выдало ООО МК «Сталактит» в отношении принадлежащего ему судна  «МРТК-0775» свидетельство об управлении безопасностью СЗ  № 0340 сроком  действия до 23.10.2021. Актом учреждения от 22.11.2018  № 1 свидетельство об  управлении безопасностью судна подтверждено.

Капитаном морского порта Калининград обществу выдано свидетельство  от 04.04.2018 о минимальном безопасном составе экипажа рыболовного судна  «МРТК-0775» до 28.08.2023.

ФГБУ «ФИО2 АСР», рассмотрев информацию о ненадлежащей  укомлектованности экипажа судна, поступившую от капитала морского порта  Усть-Луга, пришло к выводу, что общество нарушило требования приказа  Федерального агентства по рыболовству от 21.09.2009  № 836 (далее также –  приказ  № 836) и приняло решение от 09.11.2018 об изъятии свидетельства об  управлении безопасностью СЗ  № 0340.

Исследовав обстоятельства дела, установленные судами нижестоящих  инстанций, руководствуясь положениями Международной конвенции по  охране человеческой жизни на море 1974 года, Международного кодекса по 


управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения,  Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, суд кассационной  инстанции пришел к выводу, что учреждение не вправе было изымать  свидетельство об управлении безопасностью.

В судебном разбирательстве установлено, что укомплектованность судна  экипажем соответствовала численности и составу, указанным в свидетельстве  от 04.04.2018 о минимально безопасном составе экипажа рыболовного судна  «МРТК-0775». Свидетельство выдано уполномоченным должностным лицом в  предусмотренном законом порядке. При осуществлении контроля в морских  портах соответствие экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве,  является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем,  обеспечивающим безопасность плавания судна.

Претензии учреждения касались того, что численный и должностной  состав экипажа рыбопромыслового судна не соответствовал Приказу  Федерального агентства по рыболовству от 21.09.2009  № 836. Применительно к  требованиям приказа минимальный состав экипажа судна «МРТК-0775» не был  укомплектован должностями старшего помощника капитана и повара.

Между тем, приказом Федерального агентства по рыболовству от  05.02.2019  № 41 приказ  № 836 признан утратившим силу в целях приведения  нормативных правовых актов агентства в соответствие с законодательством  Российской Федерации.

Судами также установлено, что 23.11.2018 после проедения  дополнительного освидетельствования обществу выдано новое свидетельство  об управлении безопасностью.

В кассационной жалобе ФГБУ «ФИО2 АСР» указывает, что на  момент вынесения спорного решения от 09.11.2018 приказ Федерального  агентства по рыболовству от 21.09.2009  № 836 являлся действующим и  подлежал применению.

Довод основан на ошибочном понимании норм права и не может быть  принят во внимание. Как видится, правовая коллизия, имеющая место в  настоящем споре, возникла по причине того, что приказ Федерального  агентства по рыболовству от 21.09.2009  № 836 применялся вопреки  положениям части 2 статьи 53 Кодекса торгового мореплавания Российской  Федерации в редакции Федерального закона от 14.06.2011  № 141-ФЗ.  Учреждение не опровергает, что полномочие по принятию положения о  минимальном безопасном составе экипажа судна в соответствии с кодексом  принадлежит Министерству транспорта Российской Федерации.  Уполномоченными органами реализуется порядок выдачи свидетельства о  минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность.


Выводы суда кассационной инстанции основаны на правильном  применении норм права и надлежащей правовой оценке значимых  обстоятельств спора. 

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм  материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела  и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных  актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, в жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Федеральному государственному бюджетному учреждению  «Северный экспедиционный отряд аварийно спасательных работ» в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации