ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-2115/19 от 26.03.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-ЭС19-18595

Дело  № А56-122276/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва26.03.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с  материалами истребованного дела кассационную жалобу акционерного  общества «Кемира ХИМ» (Санкт-Петербург; далее – заявитель, общество) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 18.12.2018 по делу  № А56-122276/2018, постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 и  постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2019  по тому же делу по заявлению общества об обязании Санкт-Петербургской  таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной  службы Российской Федерации (далее – таможенный орган, таможня),  возвратить 3 473 942, 05 рубля излишне уплаченных таможенных платежей,


УСТАНОВИЛ:

как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение  внешнеторгового контракта от 22.12.2010  № Р10/2011, заключенного с  компанией «Kemira OYJ» (Финляндия), обществом на таможенную территорию  Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован на Парголовском  таможенном посту по ДТ  № 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/ 0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562,  10210350/140316/0003987 товар – «водная эмульсия полиамидоаминной  эпихлоргидриновой смолы - 21%, вода - 79% для использования в бумажной  промышленности в качестве средства повышения прочности бумаги во  влажном состоянии, без содержания этилового спирта, наливом в цистерне»,  изготовитель «Kemira OYJ», товарный знак Kemira, марка: Fennostrength PA21,  страна происхождения - Финляндия, заявленный код товара по Товарной  номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского  экономического союза - 3908 90 000 0, вес нетто - 11 530 килограмм.

Таможенная стоимость ввезенного товара определена обществом по  методу определения таможенной стоимости в соответствии со стоимостью  сделки с ввозимыми товарами и заявлена в ДТС-1.

Для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости  товаров в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством  Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и  Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении  таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу  Таможенного союза» (далее - Соглашение), в процессе осуществления  таможенных операций заявителем представлены документы, предусмотренные  пунктом 1 приложения  № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости  товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза  от 20.09.2010  № 376.


При проверке правильности определения и заявления таможенной  стоимости товаров по ДТ  № 10210350/240216/0002647, 10210350/ 270216/0002968, 10210350/040316/0003391,10210350/110316/0003562,  10210350/140316/0003987 таможней были выявлены признаки, указывающие на  то, что сведения о заявленной таможенной стоимости товаров могут являться  недостоверными (либо заявленные сведения должным образом не  подтверждены).

В порядке, установленном статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного  союза, должностным лицом таможни 24.06.2016, 28.02.2016, 09.03.2016,  17.03.2016 приняты решения о проведении дополнительной проверки  таможенной стоимости товаров, задекларированных по указанным ДТ.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара у  декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения,  необходимые для подтверждения правильности определения таможенной  стоимости товара. В целях выпуска товара обществу предложено представить  обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Товар, задекларированный по ДТ  № 10210350/240216/0002647, выпущен  25.02.2016 с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин  в размере 790 774,76 рубля.

Товар, задекларированный по ДТ  № 10210350/270216/0002968, выпущен  28.02.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с  предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей  в размере 900 484,41 рубля.

Товар, задекларированный по ДТ  № 10210350/110316/0003562, выпущен  11.03.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с  предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей  в размере 765 813, 62 рубля.

Товар, задекларированный по ДТ  № 10210350/140316/0003987, выпущен  17.03.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с 


предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей  в размере 663 013, 07 рубля.

Товар, задекларированный по ДТ  № 10210350/040316/0003391, выпущен  05.03.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с  предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей  в размере 664 531,27 рубля.

В ходе проведенной дополнительной проверки таможня пришла к выводу  о наличии ограничений в применении метода определения таможенной  стоимости, установленного статьей 4 Соглашения.

Контроль таможенной стоимости осуществлялся таможней, исходя из  анализа ценовой информации на однородные товары, имеющейся в  распоряжении таможенного органа, и показал, что декларантом не  подтверждена правомерность определения таможенной стоимости в  соответствии со статьей 4 Соглашения, в связи с чем таможенная стоимость  товаров, задекларированных по ДТ  № 10210350/240216/0002647,  10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391,10210350/110316/0003562,  10210350/140316/0003987, скорректирована таможней и определена по  резервному методу.

Впоследствии общество обратилось в Северо-Западное таможенное  управление с жалобами на решения таможни о корректировке таможенной  стоимости по ДТ  № 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968.  В рассмотрении жалоб Северо-Западным таможенным управлением отказано.

Позднее общество направило в таможню обращение от 05.09.2016,

в котором просило пересмотреть решения о корректировке таможенной  стоимости по ДТ  № 10210350/180216/0002439, 10210350/240216/0002647,  10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391,10210350/110316/0003562,  10210350/140316/0003987.

В порядке ведомственного контроля таможней отменено решение по  корректировке таможенной стоимости, принятое Парголовским таможенным  постом по ДТ  № 10210350/180216/0002439. В отношении 


ДТ  № 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968,  10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987  обращение общества в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона  Российской Федерации от 02.05.2006  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской Федерации» направлено для рассмотрения в  Северо-Западное таможенное управление.

Письмом от 03.10.2016  № 14-02-19/21736 таможенное управление  уведомило общество о том, что информация, изложенная в обращениях,  принята к сведению, однако пересмотр в порядке ведомственного контроля  решений нижестоящего таможенного органа является правом таможенного  органа.

В дальнейшем общество обратилось в таможню с заявлением  от 05.02.2018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Согласно ответу таможни от 12.02.2018  № 19-24/04242 заявление  общества оставлено без рассмотрения на основании части 4 статьи 147  Федерального закона от 27.11.2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в  Российской Федерации» (далее - Закон  № 311-ФЗ), со ссылкой на то, что к  нему не представлены платежные документы, подтверждающие уплату или  взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату и документы,  подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания  таможенных пошлин, налогов.

Заявление возвращено обществу вместе с комплектом документов.

На повторное заявление общества от 13.03.2018 таможня ответила  решением, оформленным письмом от 20.03.2018  № 19-24/07966, согласно  которому заявление общества оставлено без рассмотрения на основании части 4  статьи 147 Закона  № 311-ФЗ, поскольку заявителем не представлены  документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания  таможенных пошлин, налогов. Также таможней указано на несоблюдение 


обществом процедуры, установленной пунктом 2 статьи 67 Таможенного  кодекса Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс).

Позднее общество обратилось в таможню с жалобой от 10.04.2018,  содержащей требование о пересмотре решений Санкт-Петербургской таможни  о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных  по ДТ  № 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968,  0210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987,  в порядке статьи 358 Таможенного кодекса, главы 3 Закона  № 311-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона  № 311-ФЗ заявление  общества в части обжалования решений таможни о корректировке таможенной  стоимости направлено для рассмотрения по принадлежности в Северо-Западное  таможенное управление, о чем общество уведомлено письмом от 17.04.2018   № 04-30/11362.

Общество не согласилось с указанными выше действиями таможни и  обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 и  постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2019,  в удовлетворении заявления отказано.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды,  руководствуясь нормами Таможенного кодекса и Закона  № 311-ФЗ, указали на  то, что заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных  платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее  декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в  декларацию на товары, а в таможенный орган представлены документы,  подтверждающие необходимость внесения таких изменений, однако 

с заявлением о внесении изменений в ДТ   № 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/ 040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 общество 


в таможню не обращалось; к заявлению о возврате излишне уплаченных  таможенных пошлин, налогов не приложена КДТ и при обращении в таможню  также не представлена; кроме того, к заявлению общества от 13.03.2018 о  возврате излишне уплаченных таможенных платежей не были приложены  документы, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона  № 311-ФЗ.

Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу,  заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской  Федерации.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

При изучении доводов, изложенных в жалобе общества,  по материалам истребованного дела установлены основания для её передачи  с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе общество указывает на то, что в случае  незаконного взыскания таможенных платежей на плательщика не возлагается  обязанность по предварительному обращению в таможенный орган с  заявлением об их возврате в порядке, установленном статьей 147  Закона  № 311-ФЗ, поскольку урегулирование вопроса о возврате излишне  взысканного налога в административном порядке в этом случае является  правом, а не обязанностью плательщика.

Также заявитель указывает на то, что необходимость обращения в  таможенный орган перед обращением в суд возникает в тех случаях, когда 


после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать  иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам  таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными  документами, влияющими на достоверность определения таможенной  стоимости (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 12.05.2016  № 18 «О некоторых вопросах применения судами  таможенного законодательства»). В этих случаях перечисление таможенных  платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки  декларанта, а соответствующие платежи – рассматриваются в качестве излишне  уплаченных, а не взысканных. Права декларанта (плательщика) в такой  ситуации считаются нарушенными не самим фактом внесения таможенных  платежей в бюджет в излишнем размере, а лишь при необоснованном отказе  таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм по заявлению  плательщика.

Соответствующая правовая позиция, как указывает заявитель, содержится  в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018   № 303-КГ17-20407.

Кроме того, заявитель также указывает на то, что неоднократно  обращался в таможенный орган с целью внесения изменения в спорные ДТ,  однако соответствующих ответов от таможенного органа не получил.

Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием  для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 


ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу акционерного общества «Кемира ХИМ»  на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 18.12.2018 по делу  № А56-122276/2018, постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 и  постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2019  по тому же делу с делом передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В. Павлова