ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 13АП-22603/19 от 22.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-ЭС19-24320

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва22.06.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного  суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2019 по делу   № А56-44694/2019 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 25.10.2019 по тому же делу по заявлению общества с  ограниченной ответственностью «Балтпродком» к Управлению Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по городу Санкт-Петербургу о признании незаконными и отмене  постановлений от 14.02.2019  № 78-00-03/24-0219-19 и  № 78-00-03/24-0220-19 о  привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2  статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и представлений от 14.02.2019  № 78-00-03/26-0193-19 и   № 78-00-03/26-0194-19 об устранении причин и условий, способствовавших  совершению административного правонарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Балтпродком» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу  Санкт-Петербургу (далее – административный орган) о признании 


незаконными и отмене постановлений от 14.02.2019  № 78-00-03/24-0219-19 и   № 78-00-03/24-0220-19 о привлечении к административной ответственности,  предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и представлений  от 14.02.2019  № 78-00-03/26-0193-19 и  № 78-00-03/26-0194-19 об устранении  причин и условий, способствовавших совершению административного  правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 16.07.2019, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2019, заявленные  требования общества удовлетворены.

Административный орган обратился в Верховный Суд Российской  Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой  просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе обществу  в удовлетворении заявленных требований.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2020  были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Санкт- Петербурга и Ленинградской области.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке.

При изучении доводов кассационной жалобы по материалам  истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены  основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, являясь застройщиком многоквартирных  домов, общество в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004   № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и  иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон  № 214-ФЗ)  заключило с физическими лицами договоры участия в долевом строительстве 


дома от 16.10.2018  № 114/739/1298 и от 31.10.2018  № АМЗ/773/486, которые  зарегистрированы в Росреестре 08.11.2018 и 11.12.2018 соответственно.

Установив, что в указанные договоры обществом были включены  условия, ущемляющие права потребителя, установленные законодательством о  защите прав потребителей, административный орган вынес постановления  от 14.02.2019  № 78-00-03/24-0219-19 и  № 78-00-03/24-0220-19 о привлечении  общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2  статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения по  каждому постановлению. Также обществу были выданы представления  от 14.02.2019  № 78-00-03/26-0193-19 и  № 78-00-03/26-0194-19 об устранении  причин и условий, способствовавших совершению административного  правонарушения.

Так, по мнению административного органа, в указанные договоры  участия в долевом строительстве дома обществом были включены следующие  условия, ущемляющие права потребителя:

- пункт 6.2., согласно которому гарантийный срок для объекта, за  исключением технологического и инженерного оборудования, входящих в  состав объекта, составляет 5 (пять) лет и начинает исчисляться со дня сдачи  многоквартирного дома в эксплуатацию;

- пункт 6.3., согласно которому в случае если объект построен с  недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного  договором использования, участник вправе потребовать от застройщика  безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

Не согласившись с указанными постановлениями и представлениями  административного органа, общество оспорило их в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из  следующего.

Согласно части 9 статьи 4 Закона от 30.12.2004  № 214-ФЗ к отношениям,  вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого  строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд,  не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,  применяется законодательство Российской Федерации о защите прав  потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Таким образом, по мнению судов, законодателем отдан приоритет  специальным нормам, регулирующим отношения в области долевого  строительства, и нормы Закона Российской Федерации от 07.02.1992  № 2300-1  «О защите прав потребителей» (далее – Закон  № 2300-1) применяются только в 


том случае, если в какой-либо части правоотношения сторон по договору  участия в долевом строительстве не урегулированы Законом  № 214-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона  № 214-ФЗ гарантийный срок  для объекта долевого строительства, за исключением технологического и  инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого  строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем  пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта  долевого строительства, за исключением технологического и инженерного  оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства,  участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.

Согласно части 2 статьи 7 Закона  № 214-ФЗ в случае, если объект  долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от  условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных  требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными  недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного  договором использования, участник долевого строительства, если иное не  установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:  - безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; - соразмерного  уменьшения цены договора; - возмещения своих расходов на устранение  недостатков.

На основании изложенного, суды пришли к выводу, что положения  частей 2 и 5 статьи 7 Закона  № 214-ФЗ носят диспозитивный характер и  предполагают, в том числе указание иных условий, определяющих действия  сторон в случае строительства застройщиком объекта с отступлением от  условий договора, а также позволяют сторонам в договоре предусмотреть иной  порядок исчисления гарантийного срока, что не нарушает права потребителя.

Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации,  административный орган приводит доводы о существенных нарушениях  судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход  дела.

Так, в частности, административный орган приводит доводы о том, что  условие пункта 6.2. договора об исчислении гарантийного срока с момента  сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию ущемляет права потребителя –  участника долевого строительства, поскольку фактически уменьшает  гарантийный срок, в течение которого потребитель имеет право предъявлять  застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого  строительства, а именно на период со дня ввода объекта долевого 


строительства в эксплуатацию до дня передачи объекта долевого строительства  участнику долевого строительства.

Также, административный орган указывает, что является ущемляющим  права потребителя условие пункта 6.3. договора, предусматривающее  единственный способ восстановления нарушенных прав потребителя –  участника долевого строительства в случае, если объект долевого  строительства построен с отступлением от условий заключенного договора,  приведшим к ухудшению качества такого объекта.

Как указывает административный орган, указанные условия договоров  ограничивают права потребителя, гарантированные ему Законом  № 2301-ФЗ.

Диспозитивный характер положений частей 2 и 5 статьи 7 Закона   № 214-ФЗ, на который сослались суды, допускающий указание в договоре  участия в долевом строительстве иных условий, определяющих действия  сторон в упомянутых случаях, по мнению административного органа,  ограничен Законом  № 2300-1, который гарантирует потребителям  определенный объем их прав. Право на установление иных условий договора  не может рассматриваться как основание к ограничению предусмотренных  законом прав потребителя.

Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным  основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке, в связи с чем жалобу административного органа с делом следует  передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- Петербургу с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов